МБДОУ «Детский сад №7 Колос»
Перспективное планирование
Формирование
основ безопасного поведения детей в быту, социуме, природе
старшая
группа
воспитатель:
Будаева И.А.
Задачи: формирование представлений об опасных для человека и
окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них; приобщение к
правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;
передача детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве
пешехода и пассажира транспортного средства; формирование осторожного и
осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего
мира природы ситуациям
сентябрь
1 «Знаешь ли ты свой адрес, телефон, и
можешь ли объяснить, где живешь» « К кому можно обратиться если ты потерялся на
улице»
Отработать с детьми запоминание и твердое
знание своего адреса; умение называть ориентиры. Которые помогут найти его
место жительства Помочь детям усвоить, что если они потерялись то обращаться за
помощью можно не к любому взрослому, а только к полицейскому, военному,
продавцу.
Прослушивание стихов из цикла С.
Михалкова « Товарищи дети» (шел малыш по улице) Беседа «Для чего надо знать
свой адрес» Игровые ситуации« Как кукла потерялась»
2 «Значение цветов в дорожном движении»
«Знакомство с улицей» «Ориентация на местности»
Напомнить значение цветов в дорожном
движении, активизировать знания о работе светофора. Уточнять и расширять
представления детей об улице. Развивать целенаправленное внимание. Закрепить
умение ориентироваться на местности
Беседа «Безопасность на улице» по материалам
книги Н. Авдеевой «Безопасность на улицах и дорогах» Беседа: Два светофора Д/
игра «Дорога в Изумрудный город» Игровые ситуации: «Мы идем по улице»
3. « Я здоровым быть хочу» Знакомить детей с
тем, как устроено тело человека. Расширять представления о здоровье и здоровом
образе жизни. Воспитывать стремление вести здоровый образ жизни. Расширять
знания детей в области гигиены, здоровья и его сохранения.
Беседа «Наши верные друзья» Составление
коллажа «Я вырасту здоровым»
4 «Огонь — друг и враг человека»
«Пожароопасные предметы»
Познакомить с полезными свойствами огня.
Объяснять что огонь может нанести большой вред. Формировать представление детей
о пожароопасных предметах,которыми нельзя самостоятельно пользоваться.
Сформировать чувство опасности огня.
Просмотр мультфильма «Кошкин дом» Просмотр
фотографий «Что может натворить огонь» Заучивание наизусть телефона
пожарной охраны. Рисование на тему «Огонь друг-огонь враг» Разгадывание загадок
на противопожарную тему. Закреплять понятия можно, нельзя»,»опасно.
октябрь
1 «Городской общественный транспорт»
«Правила поведения в общественном транспорте»
Закреплять понятие транспортное средство,
водитель, проезжая часть, общественный транспорт, пассажир. Учить называть и
различать виды общественного транспорта; автобус, троллейбус, трамвай, такси.
Формировать основы культуры поведения в общественном транспорте. Познакомить с
дорожными знаками, означающие остановка и общественного транспорта.
Рассматривание картинок
«Общественный транспорт» Д./игра «Красный-зеленый» Чтение стихотворения
С.Михалкова « Шел трамвай десятый номер» Игровые ситуации «В автобус
вошла бабушка», «Малыш требует место у окна»:
2 «Внешность человека может быть обманчива»
Опасные ситуации: «Контакты с незнакомыми людьми»
Объяснять ребенку, что приятная внешность
незнакомого человека не всегда обозначает его добрые намерения и наоборот,
неприятная или уродливая внешность не всегда обозначает дурные намерения.
Рассмотреть и обсудить с детьми опасные ситуации, которые могут возникнуть при
контакте с незнакомыми людьми дома. Как правильно вести себя в таких
ситуациях Объяснить, как вызвать полицию.
Чтение стихотворения С. Михалкова « Дядя из
кино» Чтение сказок «Волк и семеро козлят» «Кот Лиса и Петух» Беседа «Внешность
может быть обманчива» Беседа; «Что делать, если к тебе подошел незнакомый
человек» Рассматривание иллюстраций « Как избежать опасностей» Заучивание
наизусть телефона полиции.
3 «Будем беречь, и охранять природу»
«Съедобные и несъедобные грибы»
Воспитывать бережное отношение к
природе, Формировать знания о деятельности по защите природы Учить
отличать детей съедобные и несъедобные грибы. Формировать навыки
безопасного поведения детей в природе.
Обсуждение сказок «Пожар в лесу» «Золотое
сердечко» Рисование правил поведения в лесу. Разгадывание загадок про грибы.
Просматривание картинок съедобные несъедобные грибы Д/игра. «Разложи по
группам»
4 « Конфликты между детьми» Научить детей
самостоятельно разрешать межличностные конфликты. Учить по
возможности избегать их, учитывая при этом состояние и настроение
другого человека
Беседа «Какие конфликтные ситуации возникают
в группе» Обсуждение стихов Акима. «Жадина» и др. Разыгрывание различных
конфликтных ситуаций и обсуждение как можно поступить, чтобы не было конфликта.
ноябрь
1 «Транспортный мир» «Правила поведения
пешеходов».
Познакомить детей с понятием транспортный
мир, с великим многообразием этого мира. Расширить знания связанные с объектами
транспортного мира. Расширять у детей знания о правилах поведения пешеходов.
Воспитывать ответственность.
Беседа «Правила и безопасность дорожного
движения» Чтение стихов: А.Северный «Светофор», С.Михалков «Скверная история»
И.Шумов «Посмотрите, я на мостовой»»
2 «Контакты с животными» Формировать навыки
безопасного поведения при общении с животными. Объяснять, что иногда контакты с
животными могут быть опасными
Беседа «Чем отличаются домашние животные от
диких» Просмотр мультфильма «Кошка, которая гуляла сама по себе» Беседа: «Не
все домашние животные безопасны» Составление правила вежливости с кошками и
собаками
3 «Кто с закалкой дружит, никогда не тужит».
Формировать и расширять представления о
здоровье и способах сохранения здоровья. Воспитывать стремление вести здоровый
образ жизни. Расширять знания детей в области гигиены, здоровья и его
сохранения.
Беседа «Для чего нужно закаляться» Опыт «
Как нужно полоскать горло»
4 «Пожар» «Причины его возникновения»
Разобрать ситуации возникновения пожара,
углубить и систематизировать знания о причинах пожара. Познакомить детей с
номером «01» по которому необходимо звонить в случае пожара. Научить вызывать
пожарных по телефону, вести диалог, правильно описывать ситуацию, называть
домашний адрес. Познакомить с профессией пожарный, учить, как предотвратить
возникновение пожара в жилище.
Обсуждение стихотворений «Как сгорел один
дом» «Пожар» Беседа «Что приводит к возникновению пожара». игровой тренинг
« Эвакуация во время пожара» игровое моделирование «Вызови
пожарных»
декабрь
1 «Правила поведения на железной дороге».
Расширить знания о видах транспорта.
Познакомить со знаками, сопутствующими железной дороге; Объяснить правила
поведения на железной дороге.
Чтение книги Кривицкой «Мчит по
рельсам электричка»; Рассматривание карточек–знаков «Железнодорожный
переезд со шлагбаумом» «Железнодорожный переезд без шлагбаума
2 «Дружная семья» «Родственники»
Формировать дифференцированные
представления об особенностях поведения и взаимоотношений людей разного
пола и возраста в семье. Способствовать появлению интереса к сфере
взаимоотношений людей разного пола и возраста, семейным делам, совместному
обсуждению семейных проблем. Формировать навыки бесконфликтного поведения в семье
Рассматривание картинок «Быт семьи»
«Семья за общим столом» Беседа « Я и мои родственники» Чтение отрывков из
произведений А.Толстого «Детство Никиты», М.Горького. «Детство» Рисование «Моя
семья»
3 «Мы встречаем новый год» Занятие №1
Формировать навыки безопасного поведения в
местах больших скоплениях людей. Повторение и закрепление знаний о
действиях в ситуациях, когда потерялись.
Д/и «Верно неверно» Игровое моделирование
(драматизация) «Игрушки на празднике потерялись»
4. «Мы встречаем новый год» Занятие №2
Закрепление знаний детей о
пожароопасных предметах, которыми нельзя самостоятельно пользоваться.
Познакомить с возможными источниками опасности: хлопушками, салютами,
бенгальскими огнями.
Беседа «Почему нельзя самостоятельно, без
взрослых пользоваться бенгальскими огнями, хлопушками» Просмотр и обсуждение
видеороликов «Причины пожара на Новый год» Составление памятки для
взрослых «как безопасно запускать салют»
Январь.
1. «Зимние забавы» Продолжать формировать и
расширять представления о здоровье и способах сохранения здоровья. Воспитывать
стремление вести здоровый образ жизни. Закреплять правила безопасного поведения
во время прогулок и игр в зимнее время.
Беседа; «Зимние игры и забавы» Игры на
улице. Экскурсия в зимний парк.
2. «Этикет, его история» Уточнять
представления об исторической сущности норм и правил поведения. Формировать
осознанное отношение к выполнению норм и правил поведения.
Рассматривание и обсуждение картинок
изображающих различные проявления этикета. Обыгрывание ситуаций этикета.
3. «Знаки, предупреждающие водителя и
пешехода об опасности на дороге»
Познакомить детей с некоторыми
предупреждающими знаками.
Рассматривание дорожных знаков.
Просмотр обучающих видеороликов
4. «Здоровье и болезнь» «Отношение к
больному человеку»
Формировать навыки бережного отношения к
своему здоровью, заботиться о нем, избегать ситуаций, приносящих вред здоровью.
Формировать навыки поведения, если дома кто-то заболел. Воспитывать
чувство сострадания, участия к инвалидам, больным,немощным, пожилым людям.
Обсуждение рассказа «Гриша заболел» Игровое
моделирование« Папа болеет» Рассматривание и обсуждение слайдов « Люди с
ограниченными возможностями», «Пожилые»
февраль
1 «Легковые, грузовые и специальные
транспортные средства» «Труд водителя»
Расширить знания детей о городском
транспорте. Уточнять представление детям об одностороннем, двустороннем
движении, о видах транспорта; воздушном, водном, наземном. Углублять знания о
труде водителя. Уточнять знания о дорожных знаках и их назначении.
Развивать умение дифференцировать сигналы светофора (транспортного,
пешеходного)
Работа с иллюстрациями; « Воздушный,
водный, наземный транспорт» Д/игра «Дорожные знаки» Игра занятие « Час пик»
2 «Как развивается человек» Уточнять представления
о последовательности этапов жизни человека. Закреплять информацию о
деятельности человека в каждом этапе его жизни.
Работа по картинкам изображающие
разные этапы жизни человека. Беседа «Всему свое время»
3 «Использование и хранение опасных предметов»
Рассказать детям, что существует много
предметов, которыми надо уметь пользоваться, и что они должны храниться в
специально отведенных местах.
Обсуждение стихотворения «Бабушкин
порядок» Отгадывание загадок по теме опасные предметы. Д/и «Разложи по
местам»
4 «Настоящий мужчина» Формировать
первоначальные представления о проявлении достойного поведения мужчины;
Способствовать стремление мальчиков быть похожими на настоящих мужчин
Чтение и Обсуждение стихотворения С.
Михалкова «Рассказ о неизвестном герое» Беседа « Настоящий мужчина, -
какой он» Рассказ о выдающихся людях А. Суворове, Александре Невском, Дмитрии
Донском Рассматривание портретов Суворова, Александра Невского, Дмитрия
Донского
март
1 «Регулировщик и его работа» «О чем
разговаривает улица»
Познакомить с работой инспектора дорожного
движения (регулировщика); Научить показывать сигналы «Остановись», «Внимание»,
« Путь свободен» и действовать в соответствии с ними. Уточнять представление о
специальных световых сигналах; мигающие огни, фары. Углублять знания детей о
дорожных знаках; предупреждающие, запрещающие, указательные, знаки сервиса
Беседа» Работа регулировщика» Д/и «час пик»
Игра: «Цветные автомобили»
2 « Настоящая женщина» Формировать
первоначальные представления о проявлении достойного поведения женщины;
Способствовать стремление девочек быть похожими на настоящих
женщин.
Чтение сказки «Снежная королева» Беседа:
«Вот какая мама, золотая прямо» Рассматривание женских портретов.
Рисование «Моя мама»
3 «Балкон, открытое окно и другие бытовые
опасности»
Расширять представление детей об источниках
опасности в доме, особенно таких, как открытое окно и балкон. Обратить внимание
детей на то, что они не должны оставаться одни в комнате с открытым окном,
балконом, выходить без взрослого на балкон или подходить к открытому окну;
устраивать игры и шутки на балконе или у открытого окна.
Д/И « Правильно не правильно» Рассматривание
картинок «Как избежать неприятностей» Составление правил поведения у
открытого окна, на балконе.
4. «Одежда и здоровье» Закрепить знания о
назначении одежды, видах одежды
Беседы: «Одежда ее назначение» « Как
одеваться весной»
апрель
1 «Дорожная разметка» «Улица большого
города»
Уточнять представление детей об улице и ее
особенностях. Дать понять, как дают названия улицам. Познакомить с видами
дорожной разметки и многополосным движением
Лото«Найди пару знаку» Беседа «Как перейти
улицу» Просмотр образовательных программ Чтение Д.Денисова «Как перейти дорогу»
2. «Ребенок и его старшие приятели» Научить
детей говорить «нет», если старший приятель пытается вовлечь его в опасную
ситуацию.
Беседа по содержанию стихотворения «
Старший друг» Д/и «Скажем нет»
3 «Безопасное поведение на улице».
Научить детей правилам поведения на улице, где можно и нельзя играть.
Беседа «Где можно играть»
Рассматривание картинок «Как избежать неприятностей». Д/игра: «Правильно, не
правильно.
4 «Велосипед на улицах города»
Способствовать формированию культуры поведения на дорогах. Учить различать
дорожные знаки. Учить определять места для игр и катания на велосипеде.
Познакомить с дорожными знаками, регламентирующими передвижение велосипедистов.
Рассматривание картинок: «Дорожные
происшествия» Д//и « Узнай знак» Практическое занятие на площадке детского сада
:« Я катаюсь на самокате»
1 «Микробы и вирусы» Рассказать детям об
инфекционных болезнях, и их возбудителях.
Беседа: «Какой вред приносят человеку
микробы и вирусы» Просмотр мультфильма «Пин код» (микробы)
2 Занятие развлечение «Поиски клада»
Активизировать и проверить знания о правилах
безопасного
3 «На воде и на солнце» Дать детям
представление, что купаться, плавать, загорать полезно только в том случае,
если соблюдать определенные правила.
Беседа: «Лето красное придет, что нам лето
принесет»
4 Игра развлечение « Страна ПДДейка»
Активизировать и проверить знания о видах
транспорта и назначении некоторых дорожных знаков, развивать стремление к
изучению ПДД