Краткое описание дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы художественно-эстетической направленности «Основы изобразительного искусства» Изобразительная деятельность занимает особое место в развитии и воспитании детей. Содействуя развитию воображения и фантазии, пространственного мышления, колористического восприятия, она способствует раскрытию творческого потенциала личности, вносит вклад в процесс формирования эстетической культуры ребёнка, его эмоциональной отзывчивости. Приобретая практические умения и навыки в области художественного творчества, дети получают возможность удовлетворить потребность в созидании, реализовать желание создавать нечто новое своими силами. Занятия детей изобразительным искусством совершенствуют органы чувств, развивают умение наблюдать, анализировать, запоминать, учат понимать прекрасное, отличать искусство от дешевых поделок. Все это особенно важно в настоящее время, когда мир массовой культуры давит на неокрепшую психику ребенка, формирует привычку воспринимать и принимать всевозможные суррогаты культуры. Кроме того, будучи сопряжено с изучением лучших произведений искусства, художественное творчество пробуждает у детей интерес к искусству, любовь и уважение к культуре своего народа. Рисование считается успокаивающим и умиротворяющим занятием. Систематические уроки изобразительного искусства приучают ребенка структурировать время, вырабатывают усидчивость, формируют дисциплинированность. Дети учатся творчески осмысливать окружающий мир и понимать, что каждый человек имеет собственное восприятие реальности, по-своему видит предметы и явления природы. Через рисование ребенок самовыражается, проецирует на бумагу свое эмоциональное и психологическое состояние. Для занятий подбираются сюжеты, близкие опыту ребенка. Они позволяют уточнить уже освоенные им знания, расширить их, применить первые варианты обобщения. Рисуя с детьми, педагог рассказывает о различных явлениях природы, о жизни людей и о жизни животных. Такие задания позволяют дать детям знания о цвете, величине, форме, количестве предметов и их пространственном расположении. Процесс изобразительной деятельности предполагает эксперименты, креативность, индивидуальное видение предметов. В процессе работы ребенок получает реальный результат – рисунок. Это учит его целеполаганию и формирует ориентацию на результативную деятельность. Процесс создания картины позволяет обучающимся ощущать себя творцами, что благоприятно сказывается на самооценке и самоидентификации. Долгосрочная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Основы изобразительного искусства» имеет художественную направленность. Программа разработана и основана на следующих нормативных документах: ➢ Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"; ➢ Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года; ➢ Приказ от 9 ноября 2018 г. N 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (в ред. Приказов Минпросвещения РФ от 05.09.2019 N 470, от 30.09.2020 N 533) ➢ Федеральный государственный стандарт основного общего образования; ➢ "Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России"; ➢ Примерными требованиями к программам дополнительного образования (Приложение к письму Департамента молодежной политики воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006г. №06-1844); ➢ Постановлением от 21 марта 2022 года N 9 «О внесении изменений в санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1/2.4.3598-20 "Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019)", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.06.2020 N 16 ➢ Устав Муниципальное бюджетное учреждение Детский сад №7. дошкольное образовательное Новизна программы заключается в целенаправленной деятельности по обучению основным навыкам художественно-творческой деятельности, необходимой для дальнейшего развития детского творчества, становлению таких мыслительных операций как анализ, синтез, сравнение, уподобление, обобщение, которые делают возможными усложнения всех видов деятельности (игровой, художественной, познавательной). Актуальность программы «Основы изобразительного искусства» состоит в необходимости раннего духовно-нравственного, интеллектуального и эстетического развития детей. Представленная программа обеспечивает активизацию изобразительной деятельности через развитие творческих способностей, воображения, креативности, зрительной памяти, объемно пространственного мышления, волевых и личностных качеств ребёнка. Цель программы: ➢ формирование у обучающихся устойчивой мотивации к освоению знаний по изобразительному искусству; ➢ формирование практических навыков в рисовании. Задачи программы: Обучающие: ➢ освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта; ➢ овладение умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению); Развивающие: ➢ развивать художественно–эстетический вкус в умении подбирать красивые сочетания цветов; ➢ формировать творческое мышление, устойчивый интерес к художественной деятельности; ➢ развивать мелкую моторику рук; ➢ развивать воображение детей, поддерживая проявления их фантазии, смелости в изложении собственных замыслов. ➢ овладение умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению) Воспитательные: ➢ прививать интерес и любовь к изобразительному искусству как средству выражения чувств, отношений, приобщения к миру прекрасного; ➢ создавать все необходимые условия для освоения детьми способов и приёмов изображения знакомых предметов на основе знакомых и нетрадиционных средств художественно – образной выразительности; ➢ воспитывать у детей способность смотреть на мир и видеть его глазами художников, замечать и творить красоту. ➢ способствовать возникновению у ребенка ощущения, что продукт его деятельности – рисунок интересен другим (педагогу, детям, родителям, сотрудникам детского сада), дать почувствовать радость творчества и эстетического наслаждения.