Паспорт программы Тип программы Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Название программы «Основы изобразительного искусства» Организация - исполнитель Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 7 с. Хазнидон, ул. Революции 39 Tел. 8(867)3439244 Разработчик программы Творческая группа педагогов МБДОУ Детский сад №7 Возраст обучающихся 5-7лет Срок реализации 2года Социальный статус Обучающиеся дошкольного образовательного учреждение Цель программы Формирование элементарных навыков рисования Направленность программы Художественно -эстетическая парциальная Уровень реализации Дополнительное образование Уровень освоения программы Способ освоения содержания образования очная форма обучения 1. Содержание……………………………………………… 2. Паспорт программы………………………………… 3. Пояснительная записка…………………………… 4. Нормативно-правовая база………………………… 5. Цели и задачи…………………………………… 6. Новизна………………………………………………… 7. Актуальность…………………………………………… 8. Педагогическая целесообразность……………. 9. Отличительные особенности…………………….. 10. Сроки реализации программы………………….. 11. Режим занятий…………………………………… 12. Форма организации занятий…………………….. 13. Методы обучения………………………………… 14. Планируемые результаты………………………….. 15. Формы аттестации…………………………… 16. Методическое обеспечение…………………… 17.Материальтехническое оснащение…………… 18.Учебный план………………………………………… 19. Содержание учебного плана……………………… 20. Календарный учебный график…………………… 21.Список литературы……………………………… 22.Приложение…………………………. 1. Пояснительная записка Программа разработана на основе: • Закона РФ «Об образовании» от 10.07.1992 г. № 3266-1 (ред. от 18.07.11); • Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России; • Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года; • Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»; • Письма Министерства образования РФ «О реализации дополнительных образовательных программ в учреждениях дополнительного образования детей» от 20.05.2003 г. № 28-51-391/66; • Письма Министерства образования РФ «Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей» от 18.06.2003 г. № 28-02-484/16 • Сан Пин 2.4.4.1251.-03 «Детские внешкольные учреждения (УДОД). Санитарноэпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей (внешкольные учреждения)»; • Примерной программы воспитания и социализации обучающихся; • Методических рекомендаций по организации внеурочной деятельности; • Рабочая программа разработана на основе авторских программ «Обучение в игре» – программа по ИЗО для детей младшего школьного возраста, автор Волобуева И. И., 1998 г., «Рисунок, живопись, композиция, декоративно-прикладное творчество» – комплексная программа изостудии МГДД(Ю)Т, авторы Быкова Я. Г., Богданова Н. Г., Волобуева И. И., Смирнов А. А., 2000 г., Образовательная программа дополнительного образования детей Кружок изобразительного искусства «Апрель» И.И. Волобуевой, 2010 и Программ для средних общеобразовательных учебных заведений / Под рук. и ред. нар. художника России, акад. Б. М. Неменского // Программа начальной школы «Основы художественных представлений». – М.: МИПКРО (2001), Гросул Н. В. Студия изобразительного творчества // Программы дополнительного художественного образования детей. – М.: Просвещение, (2005). Содержание программы соответствует: –достижениям мировой культуры, российским традициям, национальным особенностям региона; – целям и задачам образовательного учреждения; – современным образовательным технологиям. культурно- Образовательная программа направлена на развитие мотивации ребёнка к познанию и творчеству, на создание условий для всестороннего развития личности ребёнка. Новизна программы заключается в том, что при ее разработке были учтены сочетание возрастного и индивидуального подхода к воспитанию и обучению детей, переход на личностно-ориентированную модель обучения, единство воспитания и обучения, преемственность работы ОУ и семьи. Актуальность программы в том, что в настоящее время, когда большое количество дошкольников не могут посещать детские дошкольные образовательные учреждения, занимаясь по данной программе в учреждении ДОУ, дошкольники получают дополнительные знания в области изобразительного искусства, у них развивается 3 мотивация к учебной деятельности. Педагогическая целесообразность. Занятия детей изобразительным искусством совершенствуют органы чувств, развивают умение наблюдать, анализировать, запоминать, учат понимать прекрасное, отличать искусство от дешевых поделок. Все это особенно важно в настоящее время, когда мир массовой культуры давит на неокрепшую психику ребенка, формирует привычку воспринимать и принимать всевозможные суррогаты культуры. Цель программы: Формирование элементарных навыков рисования Задачи программы: Образовательные: - Познакомить детей с элементарными способами рисования; - Научить определять цвета и их сочетание; - Познакомить с техникой работы акварельными красками, простыми и цветными карандашами Развивающие: - Развивать культурный уровень и художественный вкус обучающихся; - Развивать мелкую моторику. Воспитательные: - Воспитывать самоконтроль и самооценку; - Воспитывать усидчивость, внимание и аккуратность; - Воспитание самостоятельности при выполнении заданий. Отличительной особенностью данной программы является то, что данная программа позволяет решать не только собственно обучающие задачи, но и создает условия для формирования таких личностных качеств, как уверенность в себе, доброжелательное отношение к сверстникам, умение радоваться успехам товарищей, способность работать в группе и проявлять лидерские качества. Также через занятия изобразительным творчеством появляются реальные возможности решать психологические проблемы детей, возникающие у многих в семье и школе. Принципы построения образовательного процесса. Программой предусмотрено методическое обоснование процесса организации образовательной деятельности и форм проведения занятий. Основной принцип программы – играя обучать. Обучая дошкольников при помощи игры, необходимо стремиться к тому, чтобы радость от игровой деятельности постепенно переросла в радость учения. Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы: от 6 до 7 лет. В возрасте 6 – 7 лет дети познают мир исходя из личного опыта, личных впечатлений и практических действий. Дети имеют представления цвета, формы, величины, строения предметов. Представления детей систематизируются. Дети различают и называют форму прямоугольников, овалов, кругов, прямоугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд до 7 -8 предметов по возрастанию и убыванию. Однако дети испытывают трудности при анализе пространственного положения объектов. У дошкольников начинает развиваться образное мышление. Дети способны решить несложные задачи. На основе пространственного расположения объектов дети могут сказать, что произойдёт в результате их взаимодействия. Однако при этом им трудно встать на позицию другого наблюдателя и во внутреннем плане совершить мысленное преобразование образа. Формируются такие особенности как оригинальность и произвольность. Кроме того, продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно-логического мышления. Дети начинают осваивать социальные отношения, понимать подчинённость позиций в различных видах деятельности взрослых. Продолжают совершенствоваться 4 представления цвета, формы, величины, строения предметов. Представления детей систематизируются. Дети различают и называют форму прямоугольников, овалов, кругов, прямоугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд до 10 предметов по возрастанию и убыванию. Однако, дети испытывают трудности при анализе пространственного положения объектов. У старших дошкольников продолжает развиваться образное мышление. Дети способны решить задачу не только в наглядном плане, но и совершить преобразование объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие. Однако, подобные решения будут верны только в том случае, если дети будут применять адекватные мыслительные средства. Среди них можно выделить схематизированные представления, которые возникают в процессе наглядного моделирования; комплексные представления, отражающие представления детей о системе признаков, которыми могут обладать объекты, а также представления, отражающие стадии преобразования различных объектов и явлений: представления о смене времён года, дня и ночи, представление о развитии. Кроме того продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно-логического мышления. Сроки реализации дополнительной образовательной программы 2 года. При реализации программы используются различные формы обучения, среди которых можно выделить следующие: по количеству детей, участвующих в занятии, — коллективная, групповая, а также индивидуальная для детей, требующих повышенного внимания педагога; по особенностям коммуникативного взаимодействия педагога и детей — практикум; по дидактической цели — вводное занятие, ознакомительное занятие, тематическое занятие, комбинированные формы занятий, по видам деятельности обучающихся – работа под руководством педагога, самостоятельная деятельность. Занятия по данной программе состоят из теоретической и практической частей, причем большее количество времени занимает практическая часть. В Программе используется системный, комплексный, личностный и деятельный подход к развитию детей. Режим занятий. Занятия учебных групп проводятся один раз в неделю по 1 часу (всего 30 ч.). Продолжительность занятия составляет 25 минут. 2. Учебно-тематический план № Название раздела, темы Количество часов Всего Теория Практика I Введение. Времена года. Художник природа 1 1 II Художник лето 7 3,5 3,5 1 Художник лето рисует солнце 1 0, 5 0, 5 2 Художник лето рисует листья 1 0, 5 0, 5 3 Художник лето рисует цветы 1 0, 5 0, 5 4 Художник лето рисует овощи 1 0, 5 0, 5 5 Художник лето рисует рыб в водоеме 1 0, 5 0, 5 6 Художник лето рисует птиц 1 0, 5 0, 5 7 Художник лето рисует животных леса 1 0, 5 0, 5 III Художник осень 7 3,5 3,5 - 5 1 Художник осень рисует солнце 1 0, 5 0, 5 2 Художник осень рисует листья 1 0, 5 0, 5 3 Художник осень рисует цветы 1 0, 5 0, 5 4 Художник осень рисует овощи и фрукты 1 0, 5 0, 5 5 Художник осень рисует деревья 1 0, 5 0, 5 6 Художник осень рисует перелетных птиц 1 0, 5 0, 5 7 Художник осень рисует животных леса 1 0, 5 0, 5 IV Художник зима 7 3,5 3,5 1 Художник зима рисует небо 1 0, 5 0, 5 2 Художник зима рисует снег 1 0, 5 0, 5 3 Художник зима рисует деревья 1 0, 5 0, 5 4 Художник зима рисует зимние узоры на окне 1 0, 5 0, 5 5 Художник зима рисует зимние забавы детей 1 0, 5 0, 5 6 Художник зима рисует зимующих птиц 1 0, 5 0, 5 7 Художник зима рисует животных леса 1 0, 5 0, 5 V Художник весна 5 2,5 2,5 1 Художник весна. Капель. 1 0, 5 0, 5 2 Художник весна рисует прилет птиц 1 0, 5 0, 5 3 Художник весна рисует первоцветы 1 0, 5 0, 5 4 Художник весна рисует людей в огородах 1 0, 5 0, 5 5 Художник весна. Одуванчики зацвели. 1 0, 5 0, 5 VI Итоговое занятие 1 1 - Резервные часы 2 Итого: 30 15 13 3. Содержание программы I. Введение. Времена года. Художник природа. Предмет рисования. Чем рисуют дети. Может ли природа быть художником. Практическая работа: изображение любимого времени года. II. Художник лето. 2. Художник лето рисует солнце. Летние краски. Солнечное настроение. Оттенки желтого цвета. Круглые фигуры. Практическая работа: изображение летнего солнечного дня. 3. Художник лето рисует листья. Зеленый шум. Оттенки зеленого цвета. Продолговатые и вытянутые формы. Практическая работа: изображение ветви дерева с зелеными листочками. 4. Художник лето рисует цветы. 6 Пестрый ковер. Цветочный колорит. Практическая работа: изображение цветника летом. 5. Художник лето рисует овощи. Огород. Палитра. Оттенки цветов. Натюрморт. Практическая работа: изображение натюрморта из овощей 6. Художник лето рисует рыб в водоеме. Техника процарапывания или граттаж. Оттенки голубого цвета. Практическая работа: изображение рыбок в толще воды. 7. Художник лето рисует птиц. Фигуры – помощники в рисовании. Практическая работа: изображение птиц на дереве. 8. Художник лето рисует животных леса. Фигуры – помощники в рисовании. Практическая работа: изображение животных на лесной летней полянке. III. Художник осень 9. Художник осень рисует солнце. Хмурое небо. Тучи. Последние солнечные лучи. Практическая работа: изображение заката солнца на хмуром осеннем небе. 10. Художник осень рисует листья. Осенние оттенки листьев. Золотая осень. Практическая работа: аппликация из осенних листьев. 11. Художник осень рисует цветы. Краски осени. Практическая работа: изображение осеннего букета. 12. Художник осень рисует овощи и фрукты. Оттенки цветов. Геометрические фигуры. Практическая работа: изображение осеннего натюрморта. 13. Художник осень рисует деревья. Деревья золотой и поздней осенью. Практическая работа: изображение дерева поздней осенью. 14. Художник осень рисует перелетных птиц. Птичьи стаи и косяки. Галочки. Практическая работа: изображение в небе стаи перелетных птиц. 15. Художник осень рисует животных леса. Животные и деревья осенью. 7 Практическая работа: изображение хомяка в норе. IV. Художник зима 16. Художник зима рисует небо. Оттенки серого. Практическая работа: изображение хмурого зимнего неба. 17. Художник зима рисует снег. Способы изображения белого снега на белой бумаге. Практическая работа: изображение снегопада. 18. Художник зима рисует деревья. Практическая работа: изображение деревьев зимой. 19. Художник зима рисует зимние узоры на окне. Техника граттаж. Практическая работа: изображение узоров от мороза на окне. 20. Художник зима рисует зимние забавы детей. Детские забавы. Царь горы. Масленица. Практическая работа: изображение детей, играющих в снежном городке. 21. Художник зима рисует зимующих птиц. Зимующие птицы. Кормушки. Птичьи столовые. Практическая работа: изображение снегирей на рябине. 22. Художник зима рисует животных леса Наст. Подкормка животных. Практическая работа: изображение зайца зимой. V. Художник весна 23. Художник весна. Капель. Сосульки. Таяние снега и льда. Практическая работа: изображение капели 24. Художник весна рисует прилет птиц. Грачи скворцы и трясогузки. Практическая работа: изображение весенних ласточек 25. Художник весна рисует первоцветы. Проталины. Первоцветы. Подснежники. Практическая работа: изображение подснежников. 26. Художник весна рисует людей в огородах. 8 Весенняя страда. Что посеешь – то пожнешь. Практическая работа: изображение фигур людей, работающих в весенних садах и огородах. 27. Художник весна. Одуванчики зацвели. Весеннее цветение. Практическая работа: изображение цветущих цветов. 28. Итоговое занятие. 4. Планируемые образовательные результаты обучающихся В результате реализации программы предполагается достижение определённого уровня овладения детьми изобразительной грамоты. Дети будут знать специальную терминологию, получат представление о видах и жанрах искусства, научатся обращаться с основными художественными материалами и инструментами изобразительного искусства. К концу а обучения дети будут знать: • основные и дополнительные цвета; • цветовую гамму красок (тёплые, холодные цвета); • понятие симметрии; • контрасты форм; • свойства красок и графических материалов; • азы воздушной перспективы (дальше, ближе); • основные приёмы бумажной пластики (складывание и скручивание бумаги); уметь: • смешивать цвета на палитре, получая нужные цветовые оттенки; • правильно использовать художественные материалы в соответствии со своим замыслом; • грамотно оценивать свою работу, находить её достоинства и недостатки; . работать самостоятельно и в коллективе; • • • • а также получат развитие общеучебных умений и личностных качеств: умение организовывать и содержать в порядке своё рабочее место; трудолюбие; самостоятельность; уверенность в своих силах. 5. Педагогический мониторинг Внутренний мониторинг Способы проверки результатов В процессе обучения детей по данной программе отслеживаются три вида результатов: • текущие (цель – выявление ошибок и успехов в работах обучающихся); 9 • промежуточные (проверяется уровень освоения детьми программы за полугодие); • итоговые (определяется уровень знаний, умений, навыков по освоению программы за весь учебный год и по окончании всего курса обучения). Выявление достигнутых результатов осуществляется: 1) через механизм тестирования (устный фронтальный опрос по отдельным темам пройденного материала); 2) через отчётные просмотры законченных работ. Отслеживание личностного развития детей осуществляется методом наблюдения и фиксируется в рабочей тетради педагога. Тестирование Автором программы разработаны тематические тестовые материалы для итогового контроля по каждому году обучения. Отслеживаются: уровень знаний теоретического материала, степень овладения приёмами работы различными художественными материалами, умение анализировать и решать творческие задачи, сформированность интереса обучающихся к занятиям. Оценка осуществляется по 10-балльной системе педагогом и приглашёнными экспертами (ведущими педагогами студии): 0-1 баллов выставляется за «неверный ответ»; от 2 до 7 баллов – за «не во всём верный ответ»; от 8 до 10 баллов – за «правильный ответ». Ниже приводятся тестовые материалы, выявляющие уровень теоретических знаний обучающихся по годам обучения. Тестовые материалы для итогового контрольного опроса обучающихся на выявление уровня знаний теоретического материала Ответы (в баллах) 1 Правильный ответ Не во всём правильный ответ р е б ё н к а и м я Перечень вопросов Ф а м и л и я № Неверный ответ Оценка Какие цвета нужно смешать, чтобы получить оранжевый цвет? фиолетовый цвет? зелёный цвет? 2 Какие цвета относятся к тёплой гамме? 3 Какие цвета относятся к холодной гамме? 4 Что такое симметрия? Какие предметы 10 имеют симметричную форму? 5 Какие геометрические фигуры ты знаешь? 6 Чем отличаются предметы, изображенные на первом и дальнем планах? 7 Какая разница между вертикальным и горизонтальным форматом листа? 8 С чего лучше начинать рисунок (с мелких деталей или с крупных частей)? 9. Что такое орнамент? Внешний мониторинг № п/п Результативность участия обучающихся в конкурсах и фестивалях: Статус конкурса Название Ф.И. участника Результат конкурса 6. Методическое обеспечение программы Рабочая программа разработана на основе авторских программ «Обучение в игре» – программа по ИЗО для детей младшего школьного возраста, автор Волобуева И. И., 1998 г., «Рисунок, живопись, композиция, декоративно-прикладное творчество» – комплексная программа изостудии МГДД(Ю)Т, авторы Быкова Я. Г., Богданова Н. Г., Волобуева И. И., Смирнов А. А., 2000 г., Образовательная программа дополнительного образования детей Кружок изобразительного искусства «Апрель» И.И. Волобуевой, 2010 и Программ для средних общеобразовательных учебных заведений / Под рук. и ред. нар. художника России, акад. Б. М. Неменского // Программа начальной школы «Основы художественных представлений». – М.: МИПКРО (2001), Гросул Н. В. Студия изобразительного творчества // Программы дополнительного художественного образования детей. – М.: Просвещение, (2005). Материально -техническое оснащение Материально-техническая база образовательной организации соответствует санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда. 11 Условия реализации настоящей дополнительной общеразвивающей программы «Основы ИЗО» Муляжи фруктов и овощей ; Гербарии; изделия декоративно-прикладного искусства и народных промыслов ; Керамические изделия (вазы, кринки и др.) Предметы быта (прялка, самовар, подносы и др.) , мольберт; рабочий стол; стулья, стаканы для воды; гуашь; акварель; кисти живописные; клей; ножницы; бумага; альбом; карандаши графические и акварельные, Мебель для хранения книг, оборудования. Список литературы для педагога Базанова М. Д. Пленэр. – М.: Изобразительное искусство, 1994. Гусакова М. А. Аппликация. – М.: Просвещение, 1987. Дубровская Н. В. Приглашение к творчеству. – СПб.: Детство-Пресс, 2004. Комарова Т. С., Размыслова А. В. Цвет в детском изобразительном творчестве. – М.: 5. Педагогическое общество России, 2002. Компанцева Л. В. Поэтический образ природы в детском рисунке. – М.: Просвещение, 1985. 7. Корнева Г. Бумага. – СПб.: Кристалл, 2001. 8. Луковенко Б. А. Рисунок пером. – М.: Изобразительное искусство, 2000. 9. Митителло К. Аппликация. Техника и искусство. – М.: Эксмо-Пресс, 2002. 10. Михайлов А. М. Искусство акварели. – М.: Изобразительное искусство, 1995. 11. Неменский Б. М. Образовательная область «искусство». – М.: ГОМЦ, Школьная книга, 2000. 12. Неменский Б. М. Изобразительное искусство и художественный труд. – М.: МИПКРО, 2003. 13. Полунина В. Н. Искусство и дети. – М.: Правда, 1982. 14. Полунина В. Н. Солнечный круг. У Лукоморья. – М.: Искусство и образование, 2001. 15. Полунина В. Н., Капитунова А. А. Гербарий. – М.: Астрель, 2001. 16. Смит С. Рисунок. Полный курс. – М.: Внешсигма, 1997. 1. 2. 3. 4. 5. 6. Список литературы для детей и родителей 1. Белашов А. М. Как рисовать животных. – М.: Юный художник, 2002. 2. Брагинский В. Э. Пастель. – М.: Юный художник, 2002. 3. Дикинс Р., Маккафферти Я. Как научиться рисовать лица. – М.: РОСМЭН, 2002. 4. Иванов В. И. О тоне и цвете (в 2-х частях). – М.: Юный художник, 2001-2002. 5. Лахути М. Д. Как научиться рисовать. – М.: РОСМЭН, 2000. 6. Панов В. П. Искусство силуэта. – М.: Юный художник, 2005. 7. Сэвидж Хаббард К., Спейшер Р. Приключения в мире живописи. – М.: РОСМЭН, 2003. 8. Ткаченко Е. И. Мир цвета. – М.: Юный художник, 1999. 9. Уотт Ф. Я умею рисовать. – М.: РОСМЭН, 2003. 10. Чивиков Е. К. Городской пейзаж. – М.: Юный художник, 2006. 12 11. Шабаев М. Б. Цветные карандаши. – М.: Юный художник, 2002. Список литературы, используемый при написании программы 1. Алексеева В. В. Что такое искусство. – М.: Советский художник, 1991. 2. Берсенева Г. К. Ткань. Бумага. Тесто. Домашнее рукоделие. – М.: Астрель, 2001. 3. Дрезнина М. Г. Каждый ребенок – художник. – М.: ЮВЕНТА, 2002. 4. Лопатина А., Скребцова М. Краски рассказывают сказки. – М.: Амрита-Русь, 2005. 5. Мейстер А. Г. Бумажная пластика. Домашнее рукоделие. – М.: Астрель, 2001. 6. Нагибина М. И. Из простой бумаги мастерим как маги. – Ярославль: Академия холдинг, 2001. 7. Синицына Е. Умные занятия и игры. – М.: Лист Нью, Вече, 2002. 13