Рабочая программа воспитания 2023г

Содержание
Пояснительная записка
Раздел I. Целевые ориентиры и планируемые результаты
Раздел II. Содержание воспитательной работы
Раздел III. Требования к условиям реализации рабочей программы воспитания
Приложение. Календарный план воспитательной работы

3

Пояснительная записка
Рабочая программа воспитания МБДОУ Детский сад № 7 (далее – детский сад) разработана
в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ, федеральным государственным
образовательным стандартом дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) на основе рабочей
программы воспитания к основной образовательной программе ДОО/ Под ред. Н.Е.Вераксы,
Э.М.Дорофеевой, И.И.Комаровой.
Работа по воспитанию, формированию и развитию личности обучающихся в детском саду
предполагает преемственность по отношению к достижению воспитательных целей начального
общего образования, реализации примерной программы воспитания, одобренной федеральным
учебно-методическим объединением по общему образованию (протокол от 02.06.2020 № 2/20) и
размещенной на портале https://fgosreestr.ru.
Рабочая программа воспитания является частью основной образовательной программы
дошкольного образования. В связи с этим структура рабочей программы воспитания включает
три раздела – целевой, содержательный и организационный.
Под воспитанием понимается «деятельность, направленная на развитие личности, создание
условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных,
духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в
интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства
патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев
Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения,
бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа
Российской Федерации, природе и окружающей среде».
В основе процесса воспитания детей в детском саду лежат конституционные и
национальные ценности российского общества.
Целевые ориентиры рассматриваются как возрастные характеристики возможных
достижений ребенка, которые коррелируют с портретом выпускника детского сада и с базовыми
духовно-нравственными ценностями.
Реализация рабочей программы воспитания основана на взаимодействии с разными
субъектами образовательных отношений. Реализация рабочей программы воспитания
предполагает социальное партнерство с другими организациями.

4

Раздел I. Целевые ориентиры и планируемые результаты
Общая цель воспитания в детском саду – личностное развитие дошкольников и создание
условий для их позитивной социализации на основе базовых ценностей российского общества
через:
1) формирование ценностного отношения к окружающему миру, другим людям, себе;
2) овладение первичными представлениями о базовых ценностях, а также выработанных
обществом нормах и правилах поведения;
3) приобретение первичного опыта деятельности и поведения в соответствии с базовыми
национальными ценностями, нормами и правилами, принятыми в обществе.
Задачи воспитания формируются для каждого возрастного периода 1,7 год – 4,5 года, 4,5
года – 8 лет) на основе планируемых результатов достижения цели воспитания и реализуются в
единстве с развивающими задачами, определенными действующими нормативными правовыми
документами в сфере дошкольного образования. Задачи воспитания соответствуют основным
направлениям воспитательной работы.
В течение всего воспитатель осуществляет педагогическую диагностику на основе
наблюдения за поведением детей. В фокусе педагогической диагностики находится понимание
ребенком смысла конкретной ценности и ее проявление в его поведении.
Методологические основы и принципы построения рабочей программы
воспитания
Концепция рабочей программы воспитания основывается на базовых ценностях
воспитания, заложенных в определении воспитания, содержащемся в Федеральном законе от
29.12.2012 № 273-ФЗ.
Рабочая программа воспитания руководствуется принципами дошкольного образования,
определенными ФГОС ДО.
Рабочая программа воспитания построена на основе духовно-нравственных и
социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах
человека, семьи, общества и опирается на следующие принципы:
 Принцип гуманизма:
Приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития
личности; воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма,
ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде,
рационального природопользования;
 принцип ценностного единства и совместности:
Единство ценностей и смыслов воспитания, разделяемых всеми участниками
образовательных отношений, содействие, сотворчество и сопереживание, взаимопонимание и
взаимное уважение;
 принцип общего культурного образования:
Воспитание основывается на культуре и традициях России, включая культурные
особенности региона;
 принцип следования нравственному примеру:
Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребенка, побудить
его к открытому внутреннему диалогу, пробудить в нем нравственную рефлексию, обеспечить
возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений,
продемонстрировать ребенку реальную возможность следования идеалу в жизни;
 принципы безопасной жизнедеятельности:
Защищенность важных интересов личности от внутренних и внешних угроз, воспитание
через призму безопасности и безопасного поведения;
 принцип совместной деятельности ребенка и взрослого:
Значимость совместной деятельности взрослого и ребенка на основе приобщения к
культурным ценностям и их освоения;
 принцип инклюзивности:
5

Организация образовательного процесса, при котором все дети, независимо от их
физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных
особенностей, включены в общую систему образования.
Данные принципы реализуются в укладе детского сада, включающем воспитывающие среды,
общности, культурные практики, совместную деятельность и события.
Уклад детского сада
Программа учитывает условия, существующие в дошкольном
учреждении,
индивидуальные особенности, интересы, потребности воспитанников и их родителей (законных
представителей).
Процесс воспитания в ДОУ основывается на общепедагогических принципах, изложенных
в ФГОС дошкольного образования (Раздел I, пункт 1.2.):
- поддержка разнообразия детства;
- сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии
человека, самоценность детства - понимание (рассмотрение) детства как периода жизни
значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком
сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду;
- личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых
(родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Учреждения) и детей;
- уважение личности ребенка.
МБДОУ детский сад №7обшеразвивающего вида - учреждение с многолетней историей, и
в тоже время современное, динамично развивающееся образовательное учреждение, в котором
сохраняются лучшие традиции прошлого, осуществляется стремление к современному и
инновационному будущему.
Вблизи расположены общеобразовательная школа СОШ с. Хазнидон что позволяет
привлечь её в рамках социально - педагогического партнёрства по различным направлениям
воспитания и социализации обучающихся.
Цели и задачи воспитания реализуются в течение всего времени нахождения ребенка в
детском саду во всех видах деятельности дошкольника, обозначенных в ФГОС ДО.
Основные традиции воспитательного процесса в ДОУ:
1. Стержнем годового цикла воспитательной работы являются общие для всего детского
сада событийные мероприятия, в которых участвуют дети разных возрастов. Межвозрастное
взаимодействие дошкольников способствует их взаимообучению и взаимовоспитанию. Общение
младших по возрасту ребят со старшими создает благоприятные условия для формирования
дружеских отношений, положительных эмоций, проявления уважения, самостоятельности. Это
дает больший воспитательный результат, чем прямое влияние педагога.
2. Детская художественная литература и народное творчество традиционно
рассматриваются педагогами ДОУ в качестве наиболее доступных и действенных в
воспитательном отношении видов искусства, обеспечивающих развитие личности дошкольника в
соответствии с общечеловеческими и национальными ценностными установками.
3. Воспитатели и специалисты ДОУ ориентированы на организацию разнообразных форм
детских сообществ: кружки, творческие студии и др. которые обеспечивают полноценный опыт
социализации детей.
4. Коллективное планирование, разработка и проведение общих мероприятий.
В ДОУ существует практика создания творческой группы педагогов, которые оказывают
консультационную, психологическую, информационную и технологическую поддержку своим
коллегам в организации воспитательных мероприятий.
5. В детском саду создана система методического сопровождения педагогических
инициатив семьи. Организовано единое с родителями образовательное пространство для обмена
опытом, знаниями, идеями, для обсуждения и решения конкретных воспитательных задач.
Именно педагогическая инициатива родителей стала новым этапом сотрудничества с ними,
показателем качества воспитательной работы.

6

6. Вариативным воспитательным ресурсом по приобщению дошкольников к истории и
культуре своей Отчизны и своего родного края является студия ознакомления с родным краемОсетией, которая расположена в отдельно выделенном помещении и является частью
образовательного пространства детского сада. Через данную студию дети познают окружающий
мир, приобщаются к национальной осетинской культуре, общечеловеческим ценностям. В
данной студии созданы условия для всестороннего развития ребенка, поддержки его
инициативы, творческой деятельности. На занятиях и экскурсиях, проводимых в студии,
учитываются психофизиологические особенности детей разного возраста, создаются условия для
раскрытия личностного потенциала каждого ребенка. Работа с детьми предполагает не только
качество и количество полученной информации, но и пробуждения у детей творческой
активности. Методика построения игровых занятий с дошкольниками предусматривает
обязательное включение практической части, чтобы можно было не только посмотреть, но и
потрогать, поиграть, сделать что-то своими руками. Вся система работы включает в себя
поэтапное, постепенное воспитание ребенка на традициях народной культуры.
7. В одной из групп имеется «Рамашка», место для почетных гостей. Здесь гости знакомят
воспитанников с историей, традицией, известными людьми и многим интересным Республики
Северная Осетия – Алания.
8. В каждой возрастной группе дошкольного учреждения организованы уголки
ознакомления с родным краем – Осетией.
Ведущей в воспитательном процессе является игровая деятельность. Игра широко
используется как самостоятельная форма работы с детьми и как эффективное средство и метод
развития, воспитания и обучения в других организационных формах. Приоритет отдается
творческим играм (сюжетно-ролевые, строительно - конструктивные, игры-драматизации и
инсценировки, игры с элементами труда и художественно деятельности) и игры с правилами
(дидактические, интеллектуальные, народные подвижные, хороводные и т.п.). Отдельное
внимание уделяется самостоятельной деятельности воспитанников. Ее содержание и уровень
зависят от возраста и опыта детей, запаса знаний, умений и навыков, уровня развития
творческого воображения, самостоятельности, инициативы, организаторских способностей, а
также от имеющейся материальной базы и качества педагогического руководства.
Организованное проведение этой формы работы обеспечивается как непосредственным, так и
опосредованным руководством со стороны воспитателя. Индивидуальная работа с детьми всех
возрастов проводится в свободные часы (во время утреннего приема, прогулок и т.п.) в
помещениях и на свежем воздухе. Она организуется с целью активизации пассивных
воспитанников, организации дополнительных занятий с отдельными детьми, которые нуждаются
в дополнительном внимании и контроле, например, часто болеющими, хуже усваивающими
образовательный материал при фронтальной работе и т.д.
Воспитательный процесс в ДОУ организуется в развивающей среде, которая образуется
совокупностью природных, предметных, социальных условий и пространством собственного
«Я» ребенка. Среда обогащается за счет не только количественного накопления, но и через
улучшение качественных параметров: эстетичности, гигиеничности, комфортности,
функциональной надежности и безопасности, открытости изменениями динамичности,
соответствия возрастным и половым особенностям детей, проблемной насыщенности и т.п.
Воспитатели заботятся о том, чтобы дети свободно ориентировались в созданной среде, имели
свободный доступ ко всем его составляющим, умели самостоятельно действовать в нем,
придерживаясь норм и правил пребывания в различных помещениях и пользования материалами,
оборудованием.
Большое внимание в воспитательном процессе ДОУ уделяется физическому воспитанию и
развитию воспитанников. Успех этого направления зависит от правильной организации режима
дня, двигательного, санитарно-гигиенического режимов, всех форм работы с детьми и других
факторов. Двигательный режим в течение дня, недели определяется комплексно, в соответствии
с возрастом детей. Оптимизация двигательного режима обеспечивается путем проведения

7

различных подвижных, спортивных игр, упражнений, занятий физкультурой, организации
детского туризма, самостоятельной двигательной деятельности и т.п.
Значительное внимание в воспитании детей уделяется труду, как части нравственного
становления. Воспитательная деятельность направлена на формирование эмоциональной
готовности к труду, элементарных умений и навыков в различных видах труда, интереса к миру
труда взрослых людей. Важным аспектом является индивидуальный и дифференцированный
подходы к детской личности (учёт интересов, предпочтений, способностей, усвоенных умений,
личностных симпатий при постановке трудовых заданий, объединении детей в рабочие
подгруппы и т.д.) и моральная мотивация детского труда.
Для МБДОУ важно интегрировать семейное и общественное дошкольное воспитание,
сохранить приоритет семейного воспитания, активнее привлекать семьи к участию в
образовательном процессе.
Особенности воспитывающей среды в соответствие с каждым направлением воспитания
изложены в Разделе II «Содержание воспитательной работы».
Общности (сообщества) детского сада
Профессиональная общность – это устойчивая система связей и отношений между
работниками детского сада. Основой эффективности общности является рефлексия собственной
профессиональной деятельности.
Воспитатель, а также другие педагогические работники должны:
 быть примером в формировании полноценных и сформированных ценностных
ориентиров, норм общения и поведения;
 мотивировать детей к общению друг с другом, поощрять даже самые незначительные
стремления к общению и взаимодействию;
 поощрять детскую дружбу, стараться, чтобы дружба между отдельными детьми внутри
группы сверстников принимала общественную направленность;
 заботиться о том, чтобы дети непрерывно приобретали опыт общения на основе чувства
доброжелательности;
 содействовать проявлению детьми заботы об окружающих, учить проявлять чуткость к
сверстникам, побуждать детей сопереживать, беспокоиться, проявлять внимание к
заболевшему товарищу;
 воспитывать в детях такие качества личности, которые помогают влиться в общество
сверстников (организованность, общительность, отзывчивость, щедрость, доброжелательность
и пр.);
 учить детей совместной деятельности, насыщать их жизнь событиями, которые
сплачивали бы и объединяли ребят;
 воспитывать в детях чувство ответственности перед группой за свое поведение.
Профессионально-родительская общность включает работников детского сада и всех
взрослых членов семей воспитанников, которых связывают не только общие ценности, цели
развития и воспитания детей, но и уважение друг к другу. Основная задача – объединение
усилий по воспитанию ребенка в семье и детском саду. Зачастую поведение ребенка сильно
различается дома и в детском саду. Без совместного обсуждения воспитывающими взрослыми
особенностей ребенка невозможно выявление и в дальнейшем создание условий, которые
необходимы для его оптимального и полноценного развития и воспитания.
Детско-взрослая общность. Для общности характерно содействие друг другу,
сотворчество и сопереживание, взаимопонимание и взаимное уважение, отношение к ребенку
как к полноправному человеку, наличие общих симпатий, ценностей и смыслов у всех
участников общности.
Детско-взрослая общность является источником и механизмом воспитания ребенка. Находясь в
общности, ребенок сначала приобщается к тем правилам и нормам, которые вносят взрослые в
общность, а затем эти нормы усваиваются ребенком и становятся его собственными.

8

Общность строится и задается системой связей и отношений ее участников. В каждом
возрасте и каждом случае она будет обладать своей спецификой в зависимости от решаемых
воспитательных задач.
Детская общность. Общество сверстников – необходимое условие полноценного развития
личности ребенка. Здесь он непрерывно приобретает способы общественного поведения, под
руководством воспитателя учится умению дружно жить, сообща играть, трудиться, заниматься,
достигать поставленной цели. Чувство приверженности к группе сверстников рождается тогда,
когда ребенок впервые начинает понимать, что рядом с ним такие же, как он сам, что свои
желания необходимо соотносить с желаниями других.
Воспитатель должен воспитывать у детей навыки и привычки поведения, качества,
определяющие характер взаимоотношений ребенка с другими людьми и его успешность в том
или ином сообществе. Поэтому так важно придать детским взаимоотношениям дух
доброжелательности, развивать у детей стремление и умение помогать как старшим, так и друг
другу, оказывать сопротивление плохим поступкам, общими усилиями достигать поставленной
цели.
Одним из видов детских общностей являются разновозрастные детские общности. В
детском саду обеспечивается возможность взаимодействия ребенка как со старшими, так и с
младшими детьми. Включенность ребенка в отношения со старшими, помимо подражания и
приобретения нового, рождает опыт послушания, следования общим для всех правилам, нормам
поведения и традициям. Отношения с младшими – это возможность для ребенка стать
авторитетом и образцом для подражания, а также пространство для воспитания заботы и
ответственности.
Социокультурный контекст – это социальная и культурная среда, в которой человек
растет и живет. Он также включает в себя влияние, которое среда оказывает на идеи и поведение
человека.
Социокультурные ценности являются определяющими в структурно-содержательной
основе рабочей программы воспитания.
Социокультурный
контекст
воспитания
является
вариативной
составляющей
воспитательной программы. Он учитывает этнокультурные, конфессиональные и региональные
особенности и направлен на формирование ресурсов воспитательной программы.
Реализация социокультурного контекста опирается на построение социального партнерства
образовательной организации.
В рамках социокультурного контекста повышается роль родительской общественности как
субъекта образовательных отношений.
Деятельности и культурные практики в детском саду
Цели и задачи воспитания реализуются во всех видах деятельности дошкольника,
обозначенных во ФГОС ДО. В качестве средств реализации цели воспитания могут выступать
следующие основные виды деятельности и культурные практики:
 предметно-целевая деятельность (виды деятельности, организуемые взрослым, в
которых он открывает ребенку смысл и ценность человеческой деятельности, способы ее
реализации совместно с родителями, воспитателями, сверстниками);
 культурные практики (активная, самостоятельная апробация каждым ребенком
инструментального и ценностного содержаний, полученных от взрослого, и способов их
реализации в различных видах деятельности через личный опыт);
 свободная инициативная деятельность ребенка (его спонтанная самостоятельная
активность, в рамках которой он реализует свои базовые устремления: любознательность,
общительность, опыт деятельности на основе усвоенных ценностей).
Требования к планируемым результатам
освоения рабочей программы воспитания
Планируемые результаты воспитания носят отсроченный характер, но деятельность
воспитателя нацелена на перспективу развития и становления личности ребенка. Поэтому
9

результаты достижения цели воспитания даны в виде целевых ориентиров, представленных в
виде обобщенных портретов ребенка к концу раннего и дошкольного возрастов. Основы
личности закладываются в дошкольном детстве, и, если какие-либо линии развития не получат
своего становления в детстве, это может отрицательно сказаться на гармоничном развитии
человека в будущем.
На уровне дошкольного образования не осуществляется оценка результатов
воспитательной работы в соответствии с ФГОС ДО, так как «целевые ориентиры основной
образовательной программы дошкольного образования не подлежат непосредственной оценке, в
том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их
формального сравнения с реальными достижениями детей».
Целевые ориентиры воспитательной работы для детей младенческого и раннего возраста
(до 3 лет)
Портрет ребенка младенческого и раннего возраста (к 3-м годам)
Направления
воспитания
Патриотическое

Ценности
Родина, природа

Социальное

Человек, семья, дружба,
сотрудничество

Познавательное

Знание

Физическое и
оздоровительное

Здоровье

Трудовое

Труд

Этико-эстетическое

Культура и красота

Показатели
Проявляющий привязанность, любовь к семье,
близким, окружающему миру
Способный понять и принять, что такое
«хорошо»
и «плохо».
Проявляющий интерес к другим детям и
способный бесконфликтно играть рядом с ними.
Проявляющий позицию «Я сам!».
Доброжелательный, проявляющий сочувствие,
доброту.
Испытывающий чувство удовольствия в случае
одобрения и чувство огорчения
в
случае
неодобрения
со стороны взрослых.
Способный к самостоятельным (свободным)
активным действиям в общении.
Способный общаться с другими людьми с
помощью вербальных и невербальных средств
общения.
Проявляющий интерес к окружающему миру
и активность в поведении и деятельности.
Выполняющий действия по самообслуживанию:
моет руки, самостоятельно ест, ложится спать
и т. д.
Стремящийся быть опрятным.
Проявляющий интерес к физической активности.
Соблюдающий
элементарные
правила
безопасности
в быту, в ОО, на природе.
Поддерживающий элементарный порядок в
окружающей обстановке.
Стремящийся помогать взрослому в доступных
действиях.
Стремящийся
к
самостоятельности
в
самообслуживании, в быту, в игре, в продуктивных
видах деятельности.
Эмоционально отзывчивый к красоте.
Проявляющий интерес и желание заниматься
продуктивными видами деятельности.
10

Целевые ориентиры воспитательной работы для детей дошкольного возраста (до 8 лет)
Портрет ребенка дошкольного возраста (к 8-ми годам)
Направления
воспитания
Патриотическое

Ценности
Родина, природа

Социальное

Человек, семья,
дружба,
сотрудничество

Познавательное

Знания

Физическое и
оздоровительное

Здоровье

Трудовое

Труд

Этикоэстетическое

Культура и
красота

Показатели
Любящий свою малую родину и имеющий представление
о своей стране, испытывающий чувство привязанности
к родному дому, семье, близким людям.
Различающий основные проявления добра и зла,
принимающий и уважающий ценности семьи и общества,
правдивый,
искренний,
способный
к
сочувствию
и заботе, к нравственному поступку, проявляющий задатки
чувства долга: ответственность за свои действия и поведение;
принимающий и уважающий различия между людьми.
Освоивший основы речевой культуры.
Дружелюбный и доброжелательный, умеющий слушать
и слышать собеседника, способный взаимодействовать
со взрослыми и сверстниками на основе общих интересов и
дел.
Любознательный, наблюдательный, испытывающий
потребность в самовыражении, в том числе творческом,
проявляющий активность, самостоятельность, инициативу в
познавательной, игровой, коммуникативной и продуктивных
видах деятельности и в самообслуживании, обладающий
первичной картиной мира на основе традиционных ценностей
российского общества.
Владеющий
основными
навыками
личной
и общественной гигиены, стремящийся соблюдать правила
безопасного поведения в быту, социуме (в том числе в
цифровой среде), природе.
Понимающий ценность труда в семье и в обществе
на основе уважения к людям труда, результатам
их
деятельности,
проявляющий
трудолюбие
при выполнении поручений и в самостоятельной
деятельности.
Способный воспринимать и чувствовать прекрасное
в быту, природе, поступках, искусстве, стремящийся
к отображению прекрасного в продуктивных видах
деятельности, обладающий зачатками художественноэстетического вкуса.

11

Раздел II. Содержание воспитательной работы
Содержание рабочей программы воспитания реализуется в ходе освоения детьми
дошкольного возраста всех образовательных областей, обозначенных во ФГОС ДО, одной из
задач которого является объединение воспитания и обучения в целостный образовательный
процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе
правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества через:
 социально - коммуникативное развитие;
 познавательное развитие;
 речевое развитие;
 художественно-эстетическое развитие;
 физическое развитие.
Чтобы эти ценности осваивались ребёнком, они должны найти свое отражение в основных
направлениях воспитательной работы детского сада.
Ценности Родины и природы лежат в основе патриотического направления воспитания.
Ценности человека, семьи, дружбы, сотрудничества лежат в основе социального
направления воспитания.
Ценность знания лежит в основе познавательного направления воспитания.
Ценность здоровья лежит в основе физического и оздоровительного направления
воспитания.
Ценность труда лежит в основе трудового направления воспитания.
Ценности культуры и красоты лежат в основе этико-эстетического направления
воспитания.
Приведенные направления не заменяют и не дополняют собой деятельность по пяти
образовательным областям, а фокусируют процесс усвоения ребенком базовых ценностей в
целостном образовательном процессе.
Патриотическое направление воспитания
Ценности «Родина» и «природа» лежат в основе патриотического направления
воспитания. Патриотизм – это воспитание в ребенке нравственных качеств, чувства любви,
интереса к своей стране – России, своему краю, малой родине, своему народу и народу России в
целом (гражданский патриотизм), ответственности, трудолюбия; ощущения принадлежности к
своему народу.
Патриотическое направление воспитания строится на идее патриотизма как нравственного
чувства, которое вырастает из культуры человеческого бытия, особенностей образа жизни и ее
уклада, народных и семейных традиций.
Воспитательная работа в данном направлении связана со структурой самого понятия
«патриотизм» и определяется через следующие взаимосвязанные компоненты:
 когнитивно - смысловой, связанные со знаниями об истории России, своего края,
духовных и культурных традиций и достижений многонационального народа России;
 эмоционально - ценностный, характеризующийся любовью к Родине – России,
уважением к своему народу, народу России в целом;
 регуляторно - волевой, обеспечивающие укоренение знаний в духовных и культурных
традициях своего народа, деятельность на основе понимания ответственности за настоящее и
будущее своего народа, России.
Задачи патриотического воспитания:
 формирование любви к родному краю, родной природе, родному языку, культурному
наследию своего народа;
 воспитание любви, уважения к своим национальным особенностям и чувства
собственного достоинства как представителя своего народа;

12

 воспитание уважительного отношения к гражданам России в целом, своим
соотечественникам и согражданам, представителям всех народов России, к ровесникам,
родителям, соседям, старшим, другим людям вне зависимости от их этнической
принадлежности;
 воспитание любви к родной природе, природе своего края, России, понимания единства
природы и людей и бережного ответственного отношения к природе. При реализации
указанных задач воспитатель сосредотачивает свое внимание на нескольких основных
направлениях воспитательной работы:
 ознакомление детей с историей, героями, культурой, традициями России и своего
народа;
 организации коллективных творческих проектов, направленных на приобщение детей
 к Российским общенациональным традициям;
 формировании правильного и безопасного поведения в природе, осознанного отношения
к растениям, животным, к последствиям хозяйственной деятельности человека.

Социальное направление воспитания
Ценности «семья, дружба, человек» и «сотрудничество» лежат в основе социального
направления воспитания.
В дошкольном детстве ребенок открывает личность другого человека и его значение в
собственной жизни и жизни людей. Он начинает осваивать все многообразие социальных
отношений и социальных ролей. Он учится действовать сообща, подчиняться правилам, нести
ответственность за свои поступки, действовать в интересах семьи, группы. Формирование
правильного ценностно-смыслового отношения ребенка к социальному окружению невозможно
без грамотно выстроенного воспитательного процесса, в котором обязательно должна быть
личная социальная инициатива ребенка в детско-взрослых и детских общностях. Важным
аспектом является формирование у дошкольника представления о мире профессий взрослых,
появление к моменту подготовки к школе положительной установки к обучению в школе как
важному шагу взросления.
Основная цель социального направления воспитания дошкольника заключается в
формировании ценностного отношения детей к семье, другому человеку, развитии дружелюбия,
создания условий для реализации в обществе.
Выделяются основные задачи социального направления воспитания:
 формирование у ребенка представлений о добре и зле, позитивного образа семьи с
детьми, ознакомление с распределением ролей в семье, образами дружбы в фольклоре и
детской литературе, примерами сотрудничества и взаимопомощи людей в различных видах
деятельности (на материале истории России, ее героев), милосердия и заботы. Анализ
поступков самих детей в группе в различных ситуациях:
 формирование навыков, необходимых для полноценного существования в обществе:
эмпатии (сопереживания), коммуникабельности, заботы, ответственности, сотрудничества,
умения договариваться, умения соблюдать правила;
 развитие способности поставить себя на место другого как проявление личностной
зрелости и преодоление детского эгоизма.
При реализации данных задач воспитатель сосредотачивает свое внимание на нескольких
основных направлениях воспитательной работы:
 организовывать сюжетно-ролевые игры (в семью, в команду и т. п.), игры с правилами,
традиционные народные игры и пр.;
 воспитывать у детей навыки поведения в обществе;
 учить детей сотрудничать, организуя групповые формы в продуктивных видах
деятельности;
 учить детей анализировать поступки и чувства – свои и других людей;
 организовывать коллективные проекты заботы и помощи;
 создавать доброжелательный психологический климат в группе.
13

Познавательное направление воспитания
Ценность – знания. Цель познавательного направления воспитания – формирование
ценности познания.
Значимым для воспитания ребенка является формирование целостной картины мира, в
которой интегрировано ценностное, эмоционально окрашенное отношение к миру, людям,
природе, деятельности человека.
Задачи познавательного направления воспитания:
 развитие любознательности, формирование опыта познавательной инициативы;
 формирование ценностного отношения к взрослому как источнику знаний;
 приобщение ребенка к культурным способам познания (книги, интернет-источники,
дискуссии и др.).
Направления деятельности воспитателя:
 совместная деятельность воспитателя с детьми на основе наблюдения, сравнения,
проведения опытов (экспериментирования), организации походов и экскурсий, просмотра
доступных для восприятия ребенка познавательных фильмов, чтения и просмотра книг;
 организация конструкторской и продуктивной творческой деятельности, проектной и
исследовательской деятельности детей совместно со взрослыми;
 организация насыщенной и структурированной образовательной среды, включающей
иллюстрации, видеоматериалы, ориентированные на детскую аудиторию; различного типа
конструкторы и наборы для экспериментирования.
Физическое и оздоровительное направление воспитания
Ценность – здоровье.
Цель данного направления – сформировать навыки здорового образа жизни, где
безопасность жизнедеятельности лежит в основе всего. Физическое развитие и освоение
ребенком своего тела происходит в виде любой двигательной активности: выполнение бытовых
обязанностей, игр, ритмики и танцев, творческой деятельности, спорта, прогулок.
Задачи по формированию здорового образа жизни:
 обеспечение построения образовательного процесса физического воспитания детей
(совместной и самостоятельной деятельности) на основе здоровье формирующих и здоровье
сберегающих технологий, и обеспечение условий для гармоничного физического и
эстетического развития ребенка;
 закаливание, повышение сопротивляемости к воздействию условий внешней среды;
 укрепление опорно-двигательного аппарата; развитие двигательных способностей,
обучение двигательным навыкам и умениям;
 формирование элементарных представлений в области физической культуры, здоровья и
безопасного образа жизни;
 организация сна, здорового питания, выстраивание правильного режима дня;
 воспитание экологической культуры, обучение безопасности жизнедеятельности.
Направления деятельности воспитателя:
 организация подвижных, спортивных игр, в том числе традиционных народных игр,
дворовых игр на территории детского сада;
 создание детско-взрослых проектов по здоровому образу жизни;
 введение оздоровительных традиций в детском саду.
Формирование у дошкольников культурно-гигиенических навыков является важной
частью воспитания культуры здоровья. Воспитатель формирует у дошкольников понимание
того, что чистота лица и тела, опрятность одежды отвечают не только гигиене и здоровью
человека, но и социальным ожиданиям окружающих людей.
Особенность культурно-гигиенических навыков заключается в том, что они должны
формироваться на протяжении всего пребывания ребенка в детском саду.
В формировании культурно-гигиенических навыков режим дня играет одну из ключевых
ролей. Привыкая выполнять серию гигиенических процедур с определенной периодичностью,
14

ребенок вводит их в свое бытовое пространство, и постепенно они становятся для него
привычкой.
Формируя у детей культурно-гигиенические навыки, воспитатель сосредотачивает свое
внимание на нескольких основных направлениях воспитательной работы:
 формировать у ребенка навыки поведения во время приема пищи;
 формировать у ребенка представления о ценности здоровья, красоте
 и чистоте тела;
 формировать у ребенка привычку следить за своим внешним видом;
 включать информацию о гигиене в повседневную жизнь ребенка, в игру.
Работа по формированию у ребенка культурно-гигиенических навыков должна вестись в тесном
контакте с семьей.
Трудовое направление воспитания
Ценность – труд. С дошкольного возраста каждый ребенок обязательно должен принимать
участие в труде, и те несложные обязанности, которые он выполняет в детском саду и в семье,
должны стать повседневными. Только при этом условии труд оказывает на детей определенное
воспитательное воздействие и подготавливает их к осознанию его нравственной стороны.
Основная цель трудового воспитания дошкольника заключается в формировании
ценностного отношения детей к труду, трудолюбия, а также в приобщении ребенка к труду.
Можно выделить основные задачи трудового воспитания.
Ознакомление с доступными детям видами труда взрослых и воспитание положительного
отношения к их труду, познание явлений и свойств, связанных с преобразованием материалов и
природной среды, которое является следствием трудовой деятельности взрослых и труда самих
детей.
Формирование навыков, необходимых для трудовой деятельности детей, воспитание
навыков организации своей работы, формирование элементарных навыков планирования.
Формирование трудового усилия (привычки к доступному дошкольнику напряжению
физических, умственных и нравственных сил для решения трудовой задачи).
При реализации данных задач воспитатель должен сосредоточить свое внимание на
нескольких направлениях воспитательной работы:
 показать детям необходимость постоянного труда в повседневной жизни, использовать
его возможности для нравственного воспитания дошкольников;
 воспитывать у ребенка бережливость (беречь игрушки, одежду, труд и старания
родителей, воспитателя, сверстников), так как данная черта непременно сопряжена
 трудолюбие;
 предоставлять детям самостоятельность в выполнении работы, чтобы они
почувствовали ответственность за свои действия;
 собственным примером трудолюбия и занятости создавать у детей соответствующее
настроение, формировать стремление к полезной деятельности;
 связывать развитие трудолюбия с формированием общественных мотивов труда,
желанием приносить пользу людям.
Этико-эстетическое направление воспитания
Ценности – культура и красота.
Культура поведения в своей основе имеет глубоко социальное нравственное чувство –
уважение к человеку, к законам человеческого общества. Культура отношений является делом не
столько личным, сколько общественным. Конкретные представления о культуре поведения
усваиваются ребенком вместе с опытом поведения, с накоплением нравственных представлений.
Можно выделить основные задачи этико-эстетического воспитания:
 формирование культуры общения, поведения, этических представлений;
 воспитание представлений о значении опрятности и красоты внешней, ее влиянии на
внутренний мир человека;
15

 развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений
искусства, явлений жизни, отношений между людьми;
 воспитание любви к прекрасному, уважения к традициям и культуре родной страны и
других народов;
 развитие творческого отношения к миру, природе, быту и к окружающей ребенка
действительности;
 формирование у детей эстетического вкуса, стремления окружать себя прекрасным,
создавать его.
Для того чтобы формировать у детей культуру поведения, воспитатель сосредотачивает
свое внимание на нескольких основных направлениях воспитательной работы:
 учить детей уважительно относиться к окружающим людям, считаться с их делами,
интересами, удобствами;
 воспитывать культуру общения ребенка, выражающуюся в общительности, этикет
вежливости, предупредительности, сдержанности, умении вести себя в общественных местах;
 воспитывать культуру речи: называть взрослых на «вы» и по имени и отчеству; не
перебивать говорящих и выслушивать других; говорить четко, разборчиво, владеть голосом;
 воспитывать культуру деятельности, что подразумевает умение обращаться с
игрушками, книгами, личными вещами, имуществом детского сада; умение подготовиться к
предстоящей деятельности, четко и последовательно выполнять и заканчивать ее, после
завершения привести в порядок рабочее место, аккуратно убрать все за собой; привести в
порядок свою одежду.
Цель эстетического воспитания – становление у ребенка ценностного отношения к
красоте. Эстетическое воспитание через обогащение чувственного опыта и развитие
эмоциональной сферы личности влияет на становление нравственной и духовной составляющей
внутреннего мира ребенка.
Направления деятельности воспитателя по эстетическому воспитанию предполагают
следующее:
 выстраивание взаимосвязи художественно-творческой деятельности самих детей с
воспитательной работой через развитие восприятия, образных представлений, воображения и
творчества;
 уважительное отношение к результатам творчества детей, широкое включение
 их произведений в жизнь ДОО;
 организацию выставок, концертов, создание эстетической развивающей среды и др.;
 формирование чувства прекрасного на основе восприятия художественного слова
 на русском и родном языке;
 реализация вариативности содержания, форм и методов работы с детьми по разным
направлениям эстетического воспитания.

2.1.
Часть содержательного раздела,
формируемая участниками образовательных отношений
Содержание воспитательной работы по образовательной области
«Социально-коммуникативное развитие»
Обеспечение развития первичных представлений:
- о собственной принадлежности к семье, о своей родословной, о роли семьи в жизни города,
республики;
- о природных ресурсах, об их ограниченности и необходимости экономии, об экологической
ситуации в Республике Северная Осетия - Алания, загрязнении окружающей среды;
- об этикете и правилах поведения в детском саду, на улице, в магазине, на городском празднике;
- о трудовой деятельности жителей города и республики, промышленности Северной Осетии и
сельском хозяйстве.

16

Создание условий для приобретения опыта:
- активного участия в жизни родного города, социальной и природоохранной деятельности.
- проявления чувства гордости за успехи и достижения воспитанников детского сада, педагогов,
своих земляков – жителей родного города, республики.
Содержание воспитательной работы по образовательной области
«Познавательное развитие»
Обеспечение развития первичных представлений:
- о малой Родине – Республике Северная Осетия, ее истории и современности, городах, селах и
поселках, о ее столице – городе Владикавказ, родном городе;
- о достижениях земляков в области культуры, спорта, гордости за подвиги во время Великой
Отечественной войны, об участии уроженцев Северной Осетии во всех событиях, которые
происходят сейчас в России;
- о выдающихся личностях города, республики: художниках, поэтах, писателях, скульпторах,
композиторах;
- о Северной Осетии как о национальной республике, в которой поддерживаются дружеские
отношения разных народов.
Создание условий для приобретения опыта:
- ценностного отношения к Республике Северная Осетия, ее общественной жизни, землякам;
- различения людей разных национальностей, проявления к ним уважительного отношения,
понимания их обычаев, традиций, осознания собственной национальной принадлежности.
Содержание воспитательной работы по образовательной области
«Речевое развитие»
Обеспечение развития первичных представлений: о языке как средстве коммуникации людей
разных национальностей, о языках, на которых говорят жители Республики Северная Осетия
Алания (осетинский и русский языки др.);
Создание условий для приобретения опыта: проявления инициативности в ситуациях речевого
общения с представителями разных национальностей.
Содержание воспитательной работы по образовательной области
«Физическое развитие»
Обеспечение развития первичных представлений:
- о спортивных достижениях малой Родины – Республики Северная Осетия, о победах
осетинских спортсменов;
- об идеале здорового человека, о том, что здоровый образ жизни является залогом успеха.
Создание условий для приобретения опыта: участия в осетинских народных подвижных играх,
инициативности при их организации.
Содержание воспитательной работы по образовательной области
«Художественно-эстетическое развитие»
Обеспечение развития первичных представлений:
- о народном, декоративно-прикладном творчестве народов, проживающих на территории
Осетии, в первую очередь осетинском, русском, истории его возникновения, культурной
эволюции;
- о творчестве знаменитых художников Республики Осетии: Коста
- о русском, осетинском народном песенном искусстве.

17

Создание условий для приобретения опыта:
- восприятия подлинных предметов осетинского и русского декоративно- прикладного искусства:
предметы вышивки, посуды; деревянной, глиняной игрушки;
- проявления ситуативного интереса к произведениям живописи, музыки, фольклора.
Особенности реализации воспитательного процесса
Ведущей в воспитательном процессе является игровая деятельность.
Игра широко используется в как самостоятельная форма работы с детьми и как
эффективное средство и метод развития, воспитания и обучения в других организационных
формах. Приоритет отдается творческим играм (сюжетно-ролевые, строительно-конструктивные,
игры-драматизации и инсценировки, игры с элементами труда и художественно деятельности) и
игры с правилами (дидактические, интеллектуальные, подвижные, хороводные т.п.).
Отдельное внимание уделяется самостоятельной деятельности воспитанников. Ее
содержание и уровень зависят от возраста и опыта детей, запаса знаний, умений и навыков,
уровня развития творческого воображения, самостоятельности, инициативы, организаторских
способностей, а также от имеющейся материальной базы и качества педагогического
руководства. Организованное проведение этой формы работы обеспечивается как
непосредственным, так и опосредованным руководством со стороны воспитателя.
Индивидуальная работа с детьми всех возрастов проводится в свободные часы (во время
утреннего приема, прогулок и т.п.) в помещениях и на свежем воздухе. Она организуется с целью
активизации пассивных воспитанников, организации дополнительных занятий с отдельными
детьми, которые нуждаются в дополнительном внимании и контроле, например, часто
болеющими, хуже усваивающими учебный материал при фронтальной работе и т.д.
Воспитательный процесс в детском саду организуется в развивающей среде, которая
образуется совокупностью природных, предметных, социальных условий и пространством
собственного «Я» ребенка. Среда обогащается за счет не только количественного накопления, но
и через улучшение качественных параметров: эстетичности, гигиеничности, комфортности,
функциональной надежности и безопасности, открытости изменениям и динамичности,
соответствия возрастным и половым особенностям детей, проблемной насыщенности и т.п.
Воспитатели заботятся о том, чтобы дети свободно ориентировались в созданной среде, имели
свободный доступ ко всем его составляющим, умели самостоятельно действовать в нем,
придерживаясь норм и правил пребывания в различных помещениях и пользования материалами,
оборудованием.
Приоритетным в воспитательном процессе детского сада является физическое воспитание и
развитие воспитанников. Успех этого направления зависит от правильной организации режима
дня, двигательного, санитарно-гигиенического режимов, всех форм работы с детьми и других
факторов. Детский сад отказался от жесткой регламентации в построении режима дня. Однако,
это не ущемляет воспитанников во времени, отведенным на прогулки, сон и питание.
Двигательный режим в течение дня, недели определяется комплексно, в соответствии с
возрастом детей. Ориентировочная продолжительность ежедневной двигательной активности
малышей устанавливается в следующих пределах: младший дошкольный возраст – до 3–4 часов,
старший дошкольный возраст – до 4–5 часов. Оптимизация двигательного режима
обеспечивается путем проведения различных подвижных, спортивных игр, упражнений, занятий
физкультурой, организации детского туризма, самостоятельной двигательной деятельности и т.п.
Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников в
процессе реализации рабочей программы воспитания
В целях реализации социокультурного потенциала региона для построения социальной
ситуации развития ребенка работа с родителями (законными представителями) детей
дошкольного возраста должна строиться на принципах ценностного единства и сотрудничества
всех субъектов социокультурного окружения.
18

Единство ценностей и готовность к сотрудничеству всех участников образовательных
отношений составляет основу уклада детского сада, в котором строится воспитательная работа.
Для детского сада важно интегрировать семейное и общественное дошкольное воспитание,
сохранить приоритет семейного воспитания, активнее привлекать семьи к участию в учебновоспитательном процессе.
С этой целью проводятся родительские собрания, консультации, беседы и дискуссии,
круглые столы, тренинги, викторины, дни открытых дверей, просмотры родителями отдельных
форм работы с детьми, кружки, применяются средства наглядной пропаганды (информационные
бюллетени, родительские уголки, тематические стенды, фотовыставки и др.), привлекаются
родители к проведению праздников, развлечений, походов, экскурсий и др.
Раздел III. Требования к условиям реализации рабочей программы воспитания
Рабочая программа воспитания детского сада реализуется через формирование
социокультурного воспитательного пространства при соблюдении условий создания уклада,
отражающего готовность всех участников образовательного процесса руководствоваться
едиными принципами и регулярно воспроизводить наиболее ценные для нее воспитательно
значимые виды совместной деятельности. Уклад детского сада направлен на сохранение
преемственности принципов воспитания с уровня дошкольного образования на уровень
начального общего образования:
 обеспечение личностно развивающей предметно-пространственной среды, в том числе
современное материально-техническое обеспечение, методические материалы и средства
обучения.
 наличие профессиональных кадров и готовность педагогического коллектива к
достижению целевых ориентиров Программы воспитания.
 взаимодействие с родителями по вопросам воспитания.
 учет индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста, в интересах которых
реализуется рабочая программа воспитания (возрастных, физических, психологических,
национальных и пр.).
Условия реализации рабочей программы воспитания (кадровые, материально-технические,
психолого-педагогические, нормативные, организационно-методические и др.) идентичны
условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования и
описаны в ее организационном разделе.
Условия, обеспечивающие реализацию части Программы воспитания, формируемой
участниками образовательных отношений
Главная составляющая части Программы воспитания, формируемой участниками
образовательных отношений, – это ознакомление воспитанников с родным краем, в процессе
которого необходимо учитывать следующие моменты:
- создание предметно-пространственной среды в группе и ОДО, которая способствовала бы
развитию личности ребенка на основе народной культуры с опорой на краеведческий материал
(центр национальной культуры в группе, мини-музеи, предметы декоративного и прикладного
искусства, фольклор, музыка и др.);
- осуществление деятельностного подхода в приобщении детей к истории, культуре,
природе родного края, т. е выбор ими самими той деятельности, в которой они хотели бы
отразить свои чувства, представления об увиденном и услышанном (творческая игра,
продуктивная деятельность, прогулки и экскурсии, деятельность по благоустройству города,
охране природы и т. п.);
- привлечение детей к участию в городских массовых мероприятиях с тем, чтобы они имели
возможность окунуться в атмосферу общей радости и веселья, познакомиться с местными
жителями;
19

- процесс воспитания в рамках части, формируемой участниками образовательных
отношений, осуществляется совместно с семьями воспитанников.
В предметно-пространственную среду группы входят:
- знаки и символы Республики Северная Осетия Алания,;
- региональные, этнографические, конфессиональные и другие особенности
социокультурных условий, в которых находится ДОО;
- предметы русского и осетинского народного быта, народно-прикладного искусства,
народными играми, игрушками;
- предметы символики и геральдики региона;
- книги и альбомы о Республике Северная Осетия, городах и селах, животном и
растительном мире;
- книги и альбомы о знаменитых людях Республики Северная Осетия: спортсменах,
художниках, скульпторах и др.;
- работы детей и родителей, в которых отражается животный и растительный мир родного
края;
- предметы, предоставляющие ребенку возможность погружения в культуру Республики
Северная Осетия, знакомства с особенностями региональной культурной традиции.
Взаимодействия взрослого с детьми. События детского сада
Событие – это форма совместной деятельности ребенка и взрослого, в которой активность
взрослого приводит к приобретению ребенком собственного опыта переживания той или иной
ценности. Для того чтобы стать значимой, каждая ценность воспитания должна быть понята,
раскрыта и принята ребенком совместно с другими людьми в значимой для него общности. Этот
процесс происходит стихийно, но для того, чтобы вести воспитательную работу, он должен быть
направлен взрослым.
Воспитательное событие – это спроектированная взрослым образовательная ситуация. В
каждом воспитательном событии педагог продумывает смысл реальных и возможных действий
детей и смысл своих действий в контексте задач воспитания. Событием может быть не только
организованное мероприятие, но и спонтанно возникшая ситуация, и любой режимный момент,
традиции утренней встречи детей, индивидуальная беседа, общие дела, совместно реализуемые
проекты и пр. Планируемые и подготовленные педагогом воспитательные события
проектируются в соответствии с календарным планом воспитательной работы детского сада,
группы, ситуацией развития конкретного ребенка.
События в детском саду проводятся в следующих формах:
разработка и реализация значимых событий в ведущих видах деятельности (детсковзрослый спектакль, построение эксперимента, совместное конструирование, спортивные игры
и др.);
 проектирование встреч, общения детей со старшими, младшими, ровесниками, с
взрослыми, с носителями воспитательно значимых культурных практик (искусство, литература,
прикладное творчество и т. д.), профессий, культурных традиций народов России;
 создание творческих детско-взрослых проектов (празднование Дня Победы с
приглашением ветеранов, «Театр в детском саду» – показ спектакля для детей из соседнего
детского сада и т. д.).


20

Особые требования к условиям, обеспечивающим достижение планируемых личностных
результатов в работе с особыми категориями детей
Инклюзия (дословно – «включение») – это готовность образовательной системы принять
любого ребенка независимо от его индивидуальных особенностей (психофизиологических,
социальных, психологических, этнокультурных, национальных, религиозных и др.) и обеспечить
ему оптимальную социальную ситуацию развития.
Инклюзия является ценностной основой уклада детского сада и основанием для
проектирования воспитывающих сред, деятельностей и событий.
На уровне уклада: инклюзивное образование – это норма для воспитания, реализующая
такие социокультурные ценности, как забота, принятие, взаимоуважение, взаимопомощь,
совместность, сопричастность, социальная ответственность. Эти ценности должны разделяться
всеми участниками образовательных отношений в детском саду.
На уровне воспитывающих сред: предметно-пространственная среда строится как
максимально доступная для детей с ОВЗ; событийная воспитывающая среда обеспечивает
возможность включения каждого ребенка в различные формы жизни детского сообщества;
рукотворная воспитывающая среда обеспечивает возможность демонстрации уникальности
достижений каждого ребенка.
На уровне общности: формируются условия освоения социальных ролей, ответственности
и самостоятельности, сопричастности к реализации целей и смыслов сообщества, приобретается
опыт развития отношений между детьми, родителями, воспитателями. Детская и детско-взрослая
общность в инклюзивном образовании развиваются на принципах заботы, взаимоуважения и
сотрудничества в совместной деятельности.
На уровне деятельностей: педагогическое проектирование совместной деятельности в
разновозрастных группах, в малых группах детей, в детско-родительских группах обеспечивает
условия освоения доступных навыков, формирует опыт работы в команде, развивает активность
и ответственность каждого ребенка в социальной ситуации его развития.
На уровне событий: проектирование педагогами ритмов жизни, праздников и общих дел с
учетом специфики социальной и культурной ситуации развития каждого ребенка обеспечивает
возможность участия каждого в жизни и событиях группы, формирует личностный опыт,
развивает самооценку и уверенность ребенка в своих силах. Событийная организация должна
обеспечить переживание ребенком опыта самостоятельности, счастья и свободы в коллективе
детей и взрослых.

21

Приложение к рабочей программе воспитания
Календарный план воспитательной работы детского сада
Календарный план воспитательной работы построен на основе рабочей программы
воспитания детского сада с учетом распоряжения Минпросвещения России от 23.08.2021 № Р196. Календарный план воспитательной работы строится на основе базовых ценностей по
следующим этапам:
 погружение-знакомство, которое реализуется в различных формах (чтение, просмотр,
экскурсии и пр.);
 разработка коллективного проекта, в рамках которого создаются творческие продукты;
 организация события, которое формирует ценности.
Данная последовательность является циклом, который при необходимости может
повторяться в расширенном, углубленном и соответствующем возрасту варианте неограниченное
количество раз.
События, формы и методы работы по решению воспитательных задач могут быть
интегративными.
Каждый воспитатель разрабатывает конкретные формы реализации воспитательного цикла.
В ходе разработки должны быть определены цель и алгоритм действия взрослых, а также задачи
и виды деятельности детей в каждой из форм работы.
Матрица воспитательных событий
Месяц
Сентябрь

Октябрь
Ноябрь
Декабрь

Гражданско –
патриотическое
воспитание
Международный день
мира – 21 сентября

Трудовое
воспитание

Экологическое
воспитание
Международный день
чистого воздуха для
голубого неба – 7
сентября

«День воспитателя»
Международный день
пожилого человека –
1 октября
День матери –
26 ноября

Всемирный день
хлеба – 16 октября
Осенний праздник «Осенины»
Всемирный день
телевидения –
21 ноября
Новогодний утренник

Международный день
инвалидов –
3 декабря
Всемирный день
«спасибо» 11 января
День спонтанного
проявления доброты –
17 февраля

Январь
Февраль

Всемирный день
родного языка –
20 февраля
День защитника
отечества –
23 февраля

Март
Апрель

День космонавтики –
12 апреля

Сороки или
жаворонки –
22 марта
День работников
скорой помощи –
18 апреля
22

Духовно нравственное
воспитание
Международный день
благотворительности
– 5 сентябрь

Всемирный день
водных ресурсов – 22
марта
Международный день
птиц –
1 апреля

Международный
женский день –
8 марта
Международный день
памятников –
18 апреля
Всемирный день

книги –
23 апреля
Май
Июнь

День Победы –
9 мая
Пушкинский день
России – 6 июня

Праздник Весны и
Труда – 1 мая
Всемирный день
океанов – 8 июня

Всемирный день
донора крови –
14 июня

День города
Владикавказа8 июня
День России12 июня
Июль
Август

Международный день
дружбы -30 июля
День физкультурника
–
2-я суббота

День строителя –
2-е воскресенье

Опираясь на программные требования и целевые ориентиры, в МБДОУ № 7 разработан
перспективный план работы по ознакомлению с малой родиной «Осетия моя» для детей
старших и подготовительных к школе групп.
Пояснительная записка к работе по ознакомлению старших дошкольников с малой родиной
«Осетия моя»
Целью этой работы является ознакомление детей с родным городом, его историей,
традициями, формирование высоких нравственных качеств.
Совместно со специалистами, составлен перспективный план работы по ознакомлению с
малой Родиной «Осетия моя» на учебный год. В нем предусмотрено проведение целевых прогулок
по интересным местам микрорайона, обзорной экскурсии по городу и экскурсий к
достопримечательностям Владикавказа. Мы знакомим детей с символами города, его мифами и
легендами, рассказываем о наших знаменитых земляках, о любви Ки уважению к нашему городу.
В течение учебного года педагоги вместе с детьми и родителями оформляют альбом «Наш
Владикавказ», включающий в себя детские рисунки и аппликации, посвященные любимому
городу, рассказы детей об экскурсиях по городу, записанные родителями и педагогами во время
экскурсий.
Проводятся занятия, вечера досуга, утренник по владикавказской тематике, игры и
викторины, разучиваются стихи и песни. Одно из самых интересных занятий конце учебного года
– игра - соревнование между командами с участием родителей «Удивительный наш город»,
подводящая итог всей работы в течение учебного года.

23

24

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ
С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО
ОЗНАКОМЛЕНИЮ С МАЛОЙ РОДИНОЙ «ОСЕТИЯ МОЯ»
ОКТЯБРЬ:
«Мой дом, моя улица, мой район»
1. Экскурсия по близлежащим к детскому саду улицам.
Задачи:
- Познакомить детей с адресом детского сада.
- Уточнить названия близлежащих улиц: Революции. Партизана.
- Дать представление о разных зданиях находившихся на этих улицах.
2.
Наблюдение за движением транспорта по ул.Революции и Партизана.
Задачи: уточнить представление детей о жизни улицы (транспорт, профессии, жилые и
нежилые дома).
3.
Работа с родителями.
Оформить фотоальбом «Наш село». Совместно с родителями создать план – карту нашего
села. Предложить родителям посетить с детьми места нашего села с целью увидеть красоту
осеннего пейзажа, собрать для поделок каштаны и желуди.
4.
НОД: Составление рассказов на тему «Улица, на которой я живу».
Задачи:
- Учить детей описывать улицу и дома на ней (жилые и нежилые дома, разная архитектура
зданий).
- Формировать понятие: дом - улица-села.
- Развивать связную речь детей, закрепить домашний адрес.
- Воспитывать любовь к родной улице, району, городу; желание беречь родную природу.
Материал к занятию:
- Рисунки детей на тему «Моя улица».
- Фотоальбом «Наше село».
5.
Игры с музыкальным руководителем
Дидактическая игра «Реки Осетии»
Задача: закрепить названия рек Осетии (Терек, Ардон, Урсдон, Фиагдон, Урух,
Камбилеевка и Гизельдон).
НОЯБРЬ:
«Мы - горожане».
1. НОД «Город и село».
Задачи:
- Дать детям представление о том, что такое город и село; чем город и село отличаются друг от
друга (постройки, дороги, транспорт).
- Дать детям представление об особенностях труда в городе и на селе (сельчане трудятся на
земле, горожане – на производстве).
- Объяснить детям, что город и село, связаны между собой.
- Учить детей внимательно слушать, понимать увиденное и услышанное.
- Активизировать словарь детей; учить отвечать на вопросы предложениями.
- Воспитывать положительное отношение ребенка ко всему окружающему и к себе.
2. НОД «Образ жизни горожанина» (рассказ воспитателя с использованием иллюстраций и
художественной литературы).
Задачи:
- Рассказать детям о жизни людей в нашем городе.
- Расширить знания детей о том, где люди работают, где отдыхают, где учатся, где лечатся.
- Обобщить знания о машинах, которые помогают горожанам; о городских видах транспорта.
- Дать детям представление о том, как удобно жить в городских квартирах (лифт, мусоропровод,
25

водопровод и т.д.).
3.
Игры:
«Дорисуй силуэт»
Цель: Развивать воображение, зрительную память.
«Собери картинку».
Цель: Развивать самостоятельность, мышление.
4. Игры на музыкальном занятии:
«Каменный лев», «Хороводная – урожайная»
5.
Игры – упражнения с психологом - «Слушаем себя»
Цель: Развитие внимания к себе, к своим чувствам, переживаниям.
«На что похоже настроение?».
Цель: Развитие общения.
6. Работа с родителями.
Оформить альбом «Как мы отдыхаем», через фотографии показать, где дети отдыхают летом.
Оформить альбом рисунков детей «Орнаменты Северной Осетии».
ДЕКАБРЬ:
«Город, в котором я живу».
1. Работа с родителями:
Рекомендовать посетить музеи и другие достопримечательности нашего города. Оформить
альбом «Где мы были» (рассказы детей, рисунки, фото). Сделать выставку работ детей вместе с
родителями «Где мы были – мы покажем» (рисунки, лепка).
2. НОД «Путешествие по Родному городу».
Задачи:
- Уточнить знания детей о родном городе.
- Упражнять в нахождении архитектурного памятника по заданию.
- Учить детей ориентироваться картой – схемой.
- Развивать умение ясно и четко излагать свои мысли; активизировать словарь детей.
- Прививать любовь к городу, нравственные нормы поведения в городе.
3.Игры:
 «Собери из частей картинку»
Цель: Развивать воображение, самостоятельность.
 Дидактическая игра «Знаешь ли ты город?»
Цель: Закрепить знания детей о достопримечательностях города.
 Сюжетно – ролевая игра «Путешествие по Тереку».
Цель: Упражнять в умении излагать свои мысли.
4. Работа с музыкальным руководителем:
 песня «Владикавказ»,
 песня «Осетия моя»,
 игра «Всадники»
5. Игры – упражнения с педагогом – психологом:
 «Какого цвета наше настроение?».
Цель: Развивать воображение.
 «Гуляем по парку».
Цель: Помочь преодолеть трудности общения; развивать групповую сплоченность.
Вечер досуга с руководителем физического воспитания «Путешествие по Тереку» или
«Покоряем Казбек».

26

Цель: Использовать различные виды упражнений при «передвижении по Тереку».
ЯНВАРЬ:
«История Владикавказа»
1. НОД «Знакомство с историей Владикавказа и его символика». (Проводится частями).
Задачи:
- Познакомить детей с историей возникновения города.
- Уточнить знания детей о городе, о его географии (расположение), о том, чем отличается наш
город от других городов.
- Познакомить детей с символами города (герб, флаг, гимн).
- Познакомит с мифами и легендами.
- Познакомить с памятниками природы.
- Воспитывать у детей гордость за свой великий и прекрасный город.
- Воспитывать такие нравственные качества, как доброта, честность и достоинство.
2. Работа с родителями.
Предложить посетить вместе с детьми Краеведческий музей.
Организовать выставку детских работ по лепке (символы нашего города).
Цели:
- Закрепить с детьми знания о символах нашего города.
- Познакомить детей с приемами налепки.
3. Игры с педагогом – психологом.
 «Маленький скульптор».
Цель: Учить детей выражать различные эмоции.

«Рисунок в несколько рук».
Цель: Развивать воображение, эмоции.
ФЕВРАЛЬ:
«Достопримечательности нашего города» - Предложить родителям посетить
краеведческий музей.
1. Спортивный вечер досуга с родителями «Папа, мама, я – спортивная семья».
Задачи:
- Приобщить детей к спорту в игровой форме.
- Упражнять в прыжках с мечом.
- Упражнять в броске мяча в баскетбольное кольцо.
- Закрепить названия зимних видов спорта.
- Вызвать у детей положительные эмоции.
2. Встреча в «Кунацкой» - пригласить детского писателя.
3. Работа с музыкальным руководителем:
 песня «Елочка»,
 игра «Волк и журавли».
4. Игры – упражнения с психологом:
 «Рисунок в несколько рук».
Цель: Развитие воображения, эмоций.
 «Какого цвета настроение».
Цель: Учить сравнивать разные виды настроения, с каким – либо цветом.
МАРТ:
Открытое занятие «Удивительный наш город».
1.Работа с родителями.
- Рекомендовать совершать прогулки по Владикавказу и зарисовывать вместе с детьми
понравившиеся места.
27

- Оформить альбом «Где мы были, мы расскажем»
2. Работа с музыкальным руководителем:
 песня «Глупый пастух»
 игра «Джигитовка»
3. Игры.
 Дидактическая игра «Знаешь ли ты город».
Цель: Закрепить знания детей о достопримечательностях города.

Сюжетная игра «Путешествие по Владикавказу».
Цель: Упражнять детей в умении излагать свои мысли.
4. Игры с психологом.
 « Гуляем по парку».
Цель: Помочь преодолеть трудности общения
 «Юные художники»
Цель: Схематично и быстро рисовать виды Владикавказа.
5. Открытое занятие по типу КВН на тему «Удивительный наш город»
Работа с воспитателем по осетинскому языку, с участием родителей.
Задачи:
- Обобщить, закрепить и расширить знания детей о Владикавказе и его
достопримечательностях.
- Учить правильно называть и различать архитектурные сооружения.
- Совершенствовать умение решать задачи – головоломки, составлять целое из частей.
- Развивать связную речь, совершенствовать диалогическую речь.
- Развивать внимание, память, логическое мышление.
- Формировать чувство любви и гордости за родной город.
- Вызвать у детей чувство радости от участия родителей в занятиях.
АПРЕЛЬ:
«Знаменитые люди нашего города»
1. НОД
Рассказ воспитателя о знаменитых людях, которые жили и были в нашем городе.
Задачи:
- Познакомить детей с жизнью великих людей нашего города.
- Дать понять, что судьба знаменитых людей – это страничка истории Владикавказа.
- Продолжать развивать культуру общения, монологическую и диалогическую речь.
- Закрепить знания детей о памятниках великим людям.
- Воспитывать любовь и гордость за свой народ и город.
- Развивать внимание, способствовать развитию умственных способностей.
2. Игры – упражнения.
 Дидактическая игра «Узнай и назови».
Цель: Учить узнавать детей памятники.
 Театрализация народных сказок.
Цель: Развивать умения двигаться и говорить, как герои сказок.
 Викторина «Назови осетинскую народную сказку».
Цель: Развивать мыслительные способности, память.
3. Работа с воспитателем осетинского языка.
 Игра «Что было – что есть», «Что? Где? Когда?»
Цель: Учить различать и узнавать предметы хозяйственной утвари осетин в старину и в
настоящем.
4. Работа с родителями:
- Предложить посетить с детьми памятники.
- Прочитать надписи на памятниках.
28

Цель:
Обогащать знания детей о великих людях нашего города и побывавших в нем.
5. Игры – упражнения с психологом.
«Юный скульптор» Цель: правильно показать фигуру, выражать различные эмоции.
МАЙ:
«Мой любимый Владикавказ»
1. Работа с родителями:
 Предложить родителям побывать с детьми в центре города.
Цель: Посмотреть, как город готов к празднику, увидеть красоту города.
 Поручить оформить дома рисунки детей. Организация выставки «Наш город».
 Оформить альбом «Мы расскажем о тебе, наш любимый город».
Цель: Воспитывать у детей чувство восхищения родным городом
2. Игры – упражнения.
 « Узнай по описанию» (стихотворения, рисунки).
 Лото «Узнай и назови».
Цель: Закрепить знания детей о Владикавказе.
 Игра «Собери целое».
Цель: Развивать мыслительную деятельность детей.
 Конструирование салютиков.
Цель: Доставить детям радость.
3. Утренник, посвященный Владикавказу.
Задачи: Обобщить знания о нашем родном городе. Уточнить с детьми, что все жители города –
владикавказцы. Воспитывать у детей доброту, любовь и гордость за свой город. Доставлять
детям радость общения с прекрасным - музыка, стихи, песни, игры.

Перспективное планирование дидактических игр с использованием национального
компонента в средней группе.
СЕНТЯБРЬ: «Сложи узор»
Цель:
учить детей складывать узоры из отдельных элементов, развивать чувство вкуса, располагать
узор по всей данной поверхности, используя максимальное количество элементов.
ОКТЯБРЬ: «Одень куклу Фатиму»
Цель:
- развивать эстетический вкус у детей, закреплять знания о национальной одежде осетин.
- учить уметь отличать праздничную одежду от обычной.
НОЯБРЬ: «Когда это бывает»
Цель:
- уточнить и углубить знания детей о временах года.
-развивать слуховое внимание, быстроту мышления.
ДЕКАБРЬ: «Что лишнее».
Цель:
- учить детей замечать ошибки в использовании предметов;
- развивать наблюдательность, чувство юмора, умение доказать правильность своего суждения;
закреплять знания об орудиях труда.
29

ЯНВАРЬ: «Обставь комнату куклы Фатимы»
Цель:
- закреплять знания детей о предметах домашнего обихода осетин,
- упражнять детей в употреблении и понимании обобщающих слов: мебель, одежда, посуда,
обувь.
ФЕВРАЛЬ: «Так бывает или нет?»
Цель:
- развивать логическое мышление, умения замечать последовательность в суждениях.
МАРТ: «Горные картинки»
Цель:
- воспитывать у детей наблюдательность; умение находить в предметах, изображенных на
картинках сходство и различие;
активизировать словарь детей: похожие, разные, одинаковые.
АПРЕЛЬ: «Что кому»
Цель:
- учить соотносить орудия труда с профессией людей, воспитывать интерес к труду взрослых,
желание помочь им.
МАЙ: «Собери картинку»
Цель:
воспитывать у детей внимательность, развивать зрительную память, мышление, - учитьскладывать
одну картинку из нескольких частей, активизировать словарь д

30

31

- етей.
-

32

33

-

34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».