ПРИНЯТО: Решением Педагогического Протокол № 1 Утверждено : УЧЕБНЫЙ ПЛАН МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧЕРЕЖДЕНИЯ «ДЕТСКИЙ САД №7» « КОЛОС» с. Хазнидон НА 2022- 2023 УЧЕБНЫЙ ГОД Пояснительная записка к учебному плану МБДОУ № 7 «КОЛОС» с.Хазнидон 1. Нормативно – правовая основа разработки учебного плана: Учебный план Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Детский сад №7 « Колос» с.Хазнидон Ирафского района–(далее ДОУ) на 2022- 2023 учебный год разработан в соответствии со следующими нормативноправовыми документами: Федеральным Законом № 273 «Об образовании в Российской Федерации» от 21.12. 2012г.; Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 г. №1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»; Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПин 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. № 26; Письмом Министерства образования РФ «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения» от 14.03.2000 г. № 65/23 – 16; Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»; Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.02.2014г. №08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования»; Письмом Министерства образования и науки РФ «О методических рекомендациях по отнесению дошкольных образовательных учреждений к определенному виду» от 31.05.2007 № 03-1213; Учебный план является нормативным актом, устанавливающий перечень образовательных областей и объем учебного времени, отводимого на проведение непосредственно образовательной деятельности. Учебный год начинается с 1 сентября и заканчивается 31 мая. «Детский сад №7» работает в режиме пятидневной рабочей недели. В 2022 – 2023 учебном году в МБДОУ №7 функционируют 2 группы: 2 младшая группа (1,7 -4,5 года) Старшая группа (4,5- 7 лет) 2. Содержание образования на основе общеобразовательных программ дошкольного образования: В структуре учебного плана выделены инвариантная (обязательная) и вариативная (модульная) части: 1. Базовая часть (инвариантная) составляет не менее 60% и обеспечивает выполнение обязательной части примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования: «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А., Васильевой М., Мозаика-Синтез, 2010 г. 2.2 Вариативная часть составляет не более 40% и обеспечивает реализацию следующих направлений работы ОУ: познавательное развитие, социально коммуникативное развитие, сохранение и укрепление здоровья детей. Парциальной программы: « Юный эколог» автор Николаева С.Н. 3. Структура учебного плана. В учебный план включены пять направлений (образовательных областей), обеспечивающие познавательное, речевое, социально - коммуникативное, художественно – эстетическое и физическое развитие детей. Данные направления реализуются через следующие тематические модули: Познавательное развитие – «Формирование первичных представлений о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе», «Конструктивной деятельности», «Познавательно - исследовательской деятельности», «Формирование первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира»; «Экологическое воспитание». Речевое развитие – «Развитие речи», «Восприятие художественной литературы и фольклора»; Социально – коммуникативное развитие – «Основы безопасности в быту, социуме и природе», «Самообслуживание и элементарный бытовой труд»; Художественно – эстетическое развитие - «Художественное творчество», «Музыка»; Физическое направление – «Физическая культура», «Овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни». Содержание основной образовательной программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и выстроено по принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребёнка и обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач. При организации образовательного процесса учитывается принцип интеграции образовательных областей, в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. В основу организации образовательного процесса положен комплексно-тематический принцип с ведущей игровой деятельностью, а решение программных задач осуществляется в разных формах совместной деятельности взрослых и детей, а также в самостоятельной деятельности детей. В программе комплексно представлены все основные содержательные направления развития, воспитания и обучения ребенка от 1,7 до 7 лет, далее образовательные области. 4.Предельно допустимая образовательная нагрузка по возрастным группам. Объем учебной нагрузки в течение недели определен в соответствии с санитарно – эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы ОУ (СанПин 2.4.1.3049-13), а также инструктивно – методическим письмом Министерства образования РФ от 14.03.2000г. № 65/23-16. 2 младшая группа (от 1,7 до 4, 5 лет) Инвариантная часть плана составлена в соответствии с требованиями, определенными в приказе Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» и санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях СанПин 2.4.1.3049-13. Методическое обеспечение данной программы соответствует перечню методических изданий, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации. Образовательная деятельность осуществляется в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, изобразительной, музыкальная, воспроизведение художественной литературы и фольклора, двигательной). Модель организации образовательного процесса представлена по основным направлениям развития ребенка. Вариативная часть плана не предусмотрена. Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности для детей от 1,7 до 4 лет составляет - не более 15 минут. Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня не превышает 30 минут. В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, проводятся физкультурные минутки. Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности - не менее 10 минут. Образовательная деятельность, требующая повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, проводится в первую половину дня. Для профилактики утомления детей рекомендуется проводить физкультурные, музыкальные занятия, ритмику и т.п. Занятия по физическому развитию основной образовательной программы для детей организуются не менее 3 раз в неделю. Длительность занятий по физическому развитию составляет 15 мин. В периоды проведения педагогической диагностики (ноябрь, апрель) учебная непосредственно образовательная деятельность проводится в обычном режиме. Образовательная область Физическое развитие Познавательное развитие Речевое развитие Художественно – эстетическое развитие Непосредственно образовательная деятельность Физическая культура Формирование первичных представлений о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе Формирование первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира Развитие речи Изобразительная деятельность Время 3 раза в неделю 1 раз в неделю По 15 мин. По 15 мин. 1 раз в неделю По 15 мин. 1 раз в неделю По 15 мин. По 15 мин. По 15 мин. Рисование 1 раз в неделю Лепка Аппликация 1 раз в 2 недели 1 раз в 2 недели 2 раза в неделю 10 Музыка Инвариантная часть Периодичность Всего % Вариативная часть Старшая группа (от 4,5 до 7 лет) По 15 мин. 2 ч. 30 мин. 100% - - - Инвариантная часть плана составлена в соответствии с требованиями, определенными в приказе Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» и санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях СанПин 2.4.1.3049-13. Инвариантная часть обеспечивает выполнение обязательной части Основной образовательной программы дошкольного образования. Методическое обеспечение данной программы соответствует перечню методических изданий, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации. Образовательная деятельность осуществляется в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, изобразительной, музыкальная, воспроизведение художественной литературы и фольклора, двигательной). Модель организации образовательного процесса представлена по основным направлениям развития ребенка. Вариативная часть плана реализуется во второй половине дня: - по рабочей программе вариативного образования дошкольников «Ребёнок и окружающий мир. Формирование элементарных экологических представлений» (автор-составитель: педагог дополнительного образования Решетникова Людмила Алексеевна) через непосредственно образовательную деятельность по познавательному развитию: «Формирование экологических представлений» 1,5 раза в неделю по 25 мин.; В совместной деятельности педагогов с детьми по всем направления развития: речевом, познавательном, художественно - эстетическом, социально коммуникативном, физическом, составляющими которых являются:увеличение объема двигательной активности воспитанников в организованных формах оздоровительно-воспитательной деятельности. Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности для детей от 5 до 7 лет - не более 25 минут. Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня в старшей группе составляет не более 45 минут. В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, проводят физкультурные минутки. Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности - не менее 10 минут. Образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста может осуществляться во второй половине дня после дневного сна. Ее продолжительность должна составлять не более 25 минут в день. В середине непосредственно образовательной деятельности статического характера проводятся физкультурные минутки. Образовательную деятельность, требующую повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, следует организовывать в первую половину дня. Для профилактики утомления детей рекомендуется проводить физкультурные, музыкальные занятия, ритмику и т.п. НОД по физическому развитию основной образовательной программы для детей в возрасте от 1,7 до 7 лет организуются не менее 3 раз в неделю. Длительность НОД по физическому развитию в старшей группе составляет 25 мин. Один раз в неделю для детей 4,5 - 7 лет следует круглогодично организовывать НОД по физическому развитию детей на открытом воздухе. Их проводят только при отсутствии у детей медицинских противопоказаний и наличии у детей спортивной одежды, соответствующей погодным условиям. В теплое время года при благоприятных метеорологических условиях непосредственно образовательную деятельность по физическому развитию рекомендуется организовывать на открытом воздухе. В периоды проведения педагогической диагностики (ноябрь, апрель) учебная непосредственно образовательная деятельность проводится в обычном режиме. Образовательна я область Физическое развитие Познавательное развитие Речевое развитие Художественно – эстетическое развитие Непосредственно образовательная деятельность Физическая культура Формирование первичных представлений о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе Формирование первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира Познавательно – исследовательская и продуктивная (конструктивная) деятельность Развитие речи Изобразительна я деятельность Рисование Лепка Аппликация Музыка Инвариантная часть Познавательное развитие Всего: Формирование экологических представлений. Социально Основы безопасности в быту, социуме коммуникативно и природе е развитие Вариативная часть Всего: Общий объем Периодичност ь 3 раза в неделю 1 раз в неделю Врем я По 25 мин. По 25 мин. 1 раз в неделю По 25 мин. 1 раз в неделю По 25 мин. 2 раза в неделю 2 раза в неделю 1 раз в 2 недели 1 раз в 2 недели По 25 мин. По 25 мин. По 25 мин. По 25 мин. 2 раза в неделю 13 1,5 раза в неделю По 25 мин. 5 ч. 25 мин. По 25 мин. 1 раз в 2 недели По 25 мин. 2 50 мин. 15 6 ч. 15 мин.